Самолет, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился 24 марта на юго-востоке Франции. Это произошло в районе горного массива Труа-Эвеше в департаменте Альпы Верхнего Прованса, недалеко от населенного пункта Динь-ле-Бен.
Данные второго самописца, поиски которого в минувшие выходные продолжались, помогут дополнить картину техническими деталями, но европейские газеты и телевизионные ток-шоу уже сосредоточились на «тайне Лубица», второго пилота, отправившего в мир иной вместе с собой еще полторы сотни человек, ничего не подозревавших о его личных проблемах.
Коллеги из профессионального цеха, главы авиакомпаний и капитаны авиапромышленности призывают журналистов не спешить с выводами, подождать результатов расследования, не нагнетать атмосферу страха и недоверия. Но тщетно. История обрастает новыми деталями, фактами и домыслами…
Катастрофа рейса 4U9525 во Французских Альпах дает почву для размышлений о «человеческом факторе», который на этот раз не был связан ни с неосторожностью, ни с профессиональной несостоятельностью.
В 10:27 самолет, вылетевший из Барселоны с задержкой в 26 минут, набрал над Лазурным берегом крейсерскую высоту в 11600 метров. Командир Патрик Зонденхаймер просит второго пилота Андреаса Лубица подготовиться к посадке в Дюссельдорфе, до которого остается окола часа полета. Второй пилот произносит нечто не очень разборчивое, типа «я надеюсь», «посмотрим». И говорит командиру, что тот «теперь» может сходить в туалет.
Через две минуты командир подтверждает, что передает управление второму пилоту. Слышен звук отодвигаемого кресла, открывается и закрывается дверь кабины. Лубиц остается один в кабине. В его и только в его руках судьба самолета и пассажиров.
В 10:29, отмечает Bild, самолет начинает стремительно снижаться.
В 10:32 французские диспетчеры безуспешно пытаются связаться с экипажем, видя, как самолет опасно теряет высоту. На борту раздается сигнал тревоги. Потом — стук, как будто кто-то стремится войти в кабину, и голос командира : «Ради Бога, открой дверь!». В кабине — молчание. Из глубины салона доносятся крики пассажиров.
В 10:35 слышны удары металлическим предметом по бронированой двери кабины, командир отчаянно пытается взломать ее, очевидно, топором, который, как сообщили потом в компании, входит в набор аварийных инструментов. Через 90 секунд — еще один сигнал тревоги: самолет снизился до 5000 метров. Командир кричит: «Открой же эту чертову дверь!». В ответ молчание и только звуки дыхания второго пилота. Он жив.
В 10:40 слышны крики пассажиров, и на этом запись обрывается: лайнер врезается в скальную породу на скорости более 700 километров в час…
…Склоны гор, усеянные мелкими осколками, некоторые из которых дымились, увидел французский горный спасатель Жан-Себастьян Бод, когда его вертолет в 11:07 завис над местом падения «аэробуса». Целых тел нет: спасатели насчитают около 600 фрагментов. Было сразу ясно, что выживших не могло быть, рассказал он в интервью Bild.
«Мы прилетели туда и увидели сюрреалистическую картину. Мы, конечно, не привыкли иметь дело с таким количеством жертв», — делится впечатлениями бывалый спасатель.
На месте работают профессионалы, собирая обломки и останки и перевозя их в базовый лагерь, организованный в ближайшей долине. Именно туда на следующий день, в среду, прилетели президент Франсуа Олланд, канцлер Ангела Меркель, премьер-министр Мариано Рахой и многие родственники погибших. Король Испании Филипп VI, находившийся в день катастрофы в Париже, прервал свой официальный визит во Францию.
Состав пассажиров был интернациональным, граждане как минимум 15 стран, но большинство — немцы и испанцы. Маленький немецкий городок Хальтерн-ам-Зее потерял сразу 16 учеников и двух преподавателей местного лицея, которые летали в Испанию по школьному обмену. Погибли немецкая оперная певица Мария Раднер, ее муж и их маленький ребенок. Погиб казахский оперный певец Олег Брыжак. С 11 по 23 марта Раднер и Брыжак вместе пели вагнеровского «Зигфрида» в барселонской опере…
Первый «черный ящик» с записями разговоров пилотов нашли довольно быстро. О результатах расшифровки еще в четверг объявил марсельский прокурор республики Брис Робэн, сказав, что перед падением самолета второй пилот заперся в кабине, когда командир вышел из нее. Но официальное лицо не стало разглашать подробностей. Это сделал таблоид, в распоряжение которого попала запись.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На месте катастрофы по состоянию на воскресенье следователи среди собранных фрагментов выявили образцы ДНК 78 человек, то есть половины погибших. По словам прокурора Робэна, они будут сличены с образцами на предметах одежды, представленных родственниками жертв. По ДНК определены некоторые фрагменты тела самого Лубица. Они будут исследованы на предмет присутствия в крови лекарственных и других посторонних веществ.
Полным ходом развернулось строительство подобия горной дороги, которая позволила бы автомобилям-внедорожникам проехать к месту падения самолета. До тех пор туда можно добраться только на вертолетах. Дорога облегчит вывоз обломков и фрагментов тел.
«Тайна Лубица» в том, что заставило успешного, увлеченного своей профессией 27-летнего пилота с многообещающей карьерой пойти на самоубийство и массовое убийство. Немецкая пресса рисует портрет человека, которого меньше всего можно было в этом заподозрить.
Следователи пришли в дом в рейнском городке Монтабаур между Кёльном и Франкфуртом, где пилот жил с родителями. Гюнтер и Урсула Лубиц успели вместе с другими родственниками погибших побывать во Франции рядом с местом катастрофы, где неожиданно с ужасом узнали, кто был предполагаемым виновником трагедии. Они теперь под охраной полиции во избежании самосуда. Приличная, вполне состоятельная семья живет в собственном доме стоимостью в полмиллиона евро. Отец — успешный предприниматель, мать — учитель фортепиано и играет на органе в местной церкви. Андреас — старший из двух сыновей.
С детства у него была фанатическая мечта летать. Его комната была обклеена картинками самолетов — от старых «этажерок» до современных лайнеров. В 14 лет он поступил в местный аэроклуб и через год обучения стал летать на дельтаплане.
Лубиц пошел устраиваться на работу в главную авиакомпанию Германии — Lufthansa, которой принадлежит и бюджетная Germanwings, выполняющая короткие, около двух часов и менее, рейсы по Европе. Lufthansa — престижная компания, и только от 4 до 8 из сотни претендентов проходят конкурс. Лубиц был одним из них. В 2008 году его приняли курсантом в корпоративную летную школу в Бремене, а в июле 2010 он совершенствовал мастерство в Аризонском тренировочном центре недалеко от Финикса (США). На профильном фото в Фейсбуке он снят на фоне моста Золотые Ворота в Сан-Франциско.
Но уже в 2009 году, во время учебы, по сведениям газеты Bild, у него были серьезные случаи депрессии, и он обращался к психиатрам.
В субботу та же Bild напечатала интервью стюардессы, которая назвала себя бывшей подружкой Лубица. Ее рассказ усиливает версию о психической аномалии летчика. Они расстались, когда она почувствовала, что он становится непредсказуемо взрывным, невыносимым…
Газета утверждает, что другая подруга, учительница английского и математики, с которой он жил в последнее время на съемной квартире в Дюссельдорфе, была от него беременна. С ней они тоже вроде бы расстались. Она вспомнила его странные слова: он сделает нечто такое, что изменит мир и из-за чего все узнают и запомнят его имя.
За неделю до катастрофы Лубиц заказал у местного продавца автомобилей сразу две «ауди», одну для себя, другую для девушки. Но получена была только одна. Возможно, экс-подруга отказалась от подарка. Несчастная любовь как толчок к безумному шагу?
Другой немецкий воскресный еженедельник Welt am Sonntag утверждает, что следователи нашли дома у Лубица «многочисленные медикаменты», предназначенные для лечения психических расстройств». В пятницу прокуратура Дюссельдорфа сообщила, что при обыске дома найдены справки об освобождении от работы по болезни. Они были разорваны и выброшены. В то же время не найдено никаких предсмертных записок, указывающих на преднамеренность катастрофы. Он скрывал от начальства свои болезни.
Из разных источников стало известно, что Лубиц в последние годы страдал от "синдрома эмоционального выгорания" и депрессии. У него наблюдалось отслоение сетчатки, а зрительные способности были ограничены на 30%. В последнее время он был чем-то взволнован. С другой стороны, коллеги не замечали ничего необычного.
«Он выглядел совершенно нормально, — рассказывал в интервью телевидению WDR Франк Войтон, командир корабля Germanwings, с которым Лубиц недавно летал вторым пилотом в Вену и обратно. — У него были планы на будущее… Он сказал, что хочет летать на дальних маршрутах, стать командиром (широкофюзеляжных) «Джамбо-джетов» и A380».
«Оказавшись в пилотском кресле единоличным повелителем самолета стоимостью во многие миллионы фунтов и хозяином судьбы 149 других людей, — пишет британская The Telegraph, — Лубиц решил наплевать на всех. Он хотел умереть и увидел для этого случай. Перед властями, пытающимися понять его действия, встает вопрос: был он настолько поглощен собственным миром, собственными страданиями, что ему безразличны были чужие жизни, или специально заявил о своей значимости, убив и их вместе с собой? Молчание в фонограмме «черного ящика» и отсутствие предсмертной записки оставляют этот вопрос без ответа».
Во французской прессе пишут, что молодой летчик из немецкого Монтабаура должен был хорошо знать район Альп, в котором погиб. В юности он занимался в планерном клубе в Пюимюссоне, на аэродроме малой авиации в Систероне и летал над окрестными горами и ущельями.
Какой бы ни была разгадка «тайны Лубица», авиационная отрасль мира и власти Германии готовятся делать выводы и принимать меры. Министр транспорта ФРГ Александер Добринт заявил журналистам, что высокие стандарты безопасности на воздушном транспорте не имеют предела совершенствования и должны повышаться в свете новых трагических уроков.
Бронированные двери в пилотскую кабину, которые невозможно открыть снаружи, введены на гражданских авиалайнерах после теракта против башен-близнецов в Нью-Йорке в 2001 году. На этот раз именно такая дверь сыграла роковую роль. В авиационных кругах обсуждается обязательная норма, в соответствии с которой в пилотской кабине всегда должны находиться не менее двух человек. Хотя бы бортпроводник вместо одного временно вышедшего пилота. В некоторых авиакомпаниях такое требование уже есть, но далеко не во всех. Наверняка ужесточится медицинский и психологический контроль при приеме пилотов на работу, а также предвылетный.
17 апреля в Германии состоится траурная церемония с поминальной службой в Кёльнском соборе и государственной гражданской панихидой. Память погибших почтут президент Германии Йоахим Гаук, канцлер Ангела Меркель, высокопоставленные представители Франции, Испании и других стран, которые затронула трагедия.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68