СюжетыКультура

«Варвары духа» берут в кольцо

Светский характер государства поставлен под сомнение

Этот материал вышел в номере № 32 от 30 марта 2015
Читать
Светский характер государства поставлен под сомнение
Изображение

Скандал вокруг постановки режиссером Тимофеем Кулябиным оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета важен не столько сам по себе, сколько как новый эпизод в широком наступлении на свободу творчества в России. Он выявил вовсе не конфликт верующих с неверующими или РПЦ с либеральной интеллигенцией, а гораздо более фундаментальный спор о пределах свободы в России. В этой истории мы имеем дело с очередным демонстративным и циничным тестированием государства на его светскость и общества на его подверженность тоталитаризму, и от результатов этого тестирования будет во многом зависеть поведение власти по отношению к нам в дальнейшем.

Провинциальный скандал на службе у Святой инквизиции

Важно отметить, что если в 2012 году в знаменитом деле Pussy Riot речь шла все же о формальном «вторжении» феминисток на территорию РПЦ, то теперь мы имеем дело уже с прямым вторжением РПЦ в традиционно секулярные сферы искусства, хотя подобные попытки предпринимались ею и ранее. Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается гораздо сложнее, поскольку нынешняя история вокруг «Тангейзера» имеет несколько уровней понимания.

Самое простое объяснение заключается в довольно банальном стремлении местного митрополита усилить свое влияние на региональные элиты, прикрываясь нормами существующего закона, по которому «верующие» имеют в нашем государстве больше прав, чем остальные граждане. К счастью, далеко не в каждой епархии РПЦ до последнего времени возникали подобные скандалы, хотя, конечно, ни для кого не стала неожиданностью очередная агрессия внезапно оскорбившихся в Великий пост «православных верующих». И все-таки должен был найтись конкретный митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов), который почему-то решил, что настал его «звездный час» и который воспринял борьбу с «Тангейзером» как исключительно значимое для него лично дело.

Архиерей сразу же занял максимально жесткую позицию, пытаясь нащупать границы своих возможностей. Он требовал уголовно наказать «кощунников», жаловался на них во всевозможные инстанции: от губернатора и ФСБ до Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, настаивал на исключении оперы «Тангейзер» из репертуара местного театра, поставил на уши не только местную, но и всю российскую общественность. В итоге дело «Тангейзера» вмиг стало резонансным и символичным, а его значение вышло далеко за рамки отдельного региона.

Митрополит Тихон очень точно рассчитал момент для наступления, поскольку был безоговорочно поддержан как церковной, так и светской властями, хотя у каждой из них были на то свои мотивы. Здесь мы переходим на другой уровень понимания этой истории — намеренное использование рядового провинциального скандала федеральными игроками. РПЦ решила через этот конфликт усилить свое влияние в российском обществе в целом, практически наделив себя функциями и полномочиями Святой инквизиции. Вспомним, что еще в январе 2014 году глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призывал власти законодательно запретить любые проявления «кощунства» в искусстве, и в частности в театре. Еще ранее, в 2011 году, он призывал к моральному суду над произведениями мировой классической литературы, в частности, предлагая проверить на педофилию книги Владимира Набокова и Габриэля Гарсии Маркеса. Схожее обвинение Чаплин предъявил 23 марта и новосибирской постановке оперы «Тангейзер», заявив, что ее следует проверить на содержание порнографии и пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.

Ловушки из духовных скреп

Светская же власть посчитала, что для нее в нынешних условиях будет полезно посеять дополнительные страх и неуверенность среди творческой интеллигенции и усилить контроль за деятелями культуры, известными своей всегдашней тягой к свободомыслию и космополитизму. В отсутствие четкой государственной идеологии функцию сдерживания и подавления «излишней» свободы в обществе выполняют всевозможные табу, нарушение которых влечет за собой уголовное преследование и общественное порицание с причислением к «врагам народа», «национал-предателям», «пятой колонне», гражданам второго сорта. Эти табу, хотя и оправдываются защитой пресловутых «традиционных ценностей» и «духовных скреп», на самом деле не имеют для власти никакого ценностного значения, кроме одного — использования их в нужный момент в качестве эффективного инструмента для манипуляции общественными настроениями и наказания любого инакомыслящего, который почему-то стал ее раздражать или представлять потенциальную опасность. 24 марта губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, комментируя ситуацию вокруг «Тангейзера», призвал с уважением относиться к православным традициям: «Эти ценности надо беречь как зеницу ока. И поэтому хочу обратиться к руководителям и организаторам культурных мероприятий и других общественных мероприятий воздержаться от противостояния тем ценностям».

Подобных ловушек за последние годы кремлевскими политтехнологами было создано немало, и очень трудно, занимаясь активной общественной деятельностью, не угодить ни в одну из них, никого и ни на что не спровоцировать, учитывая повышенную обидчивость определенных групп населения. Ограничения эти известны: запрет на «пропаганду» суицида, нетрадиционных сексуальных отношений, недопустимость сообщения детям «вредной» для них информации, ответственность за оскорбления ветеранов Великой Отечественной войны или их военного подвига и многое другое, включая уголовное наказание за «оскорбление чувств верующих». Размытость формулировок того, что следует считать «пропагандой» и «оскорблением чувств», создает почву для самых немыслимых злоупотреблений в судебных инстанциях и раскручивания невиданной истерии по этому поводу в обществе, умело создаваемой государственными СМИ. А именно для этого подобные табу и внедрялись в массовое сознание — чтобы граждане заранее чувствовали себя кругом виноватыми и постоянно усиливали свою бдительность и самоцензуру. Разумеется, речь пока не идет о тотальном преследовании всех, кто нарушил определенный запрет, но избирательно власть может покарать абсолютно любого, если это ей зачем-то нужно.

Рассерженные прихожане берут Минкульт

Вовсе не случайно и то, что Министерство культуры, вообще-то призванное защищать культурных деятелей от всяческих притеснений, полностью поддержало претензии РПЦ к авторам театральной постановки. 18 марта на сайте Минкультуры был опубликован поистине исторический документ — «Позиция Минкультуры по итогам общественных слушаний по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер». Чего стоит, к примеру, вот эта грозная фраза: «Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением». Как можно считать недопустимым «невольное выражение неуважения к традиционным ценностям»? Что это вообще такое?!

Или вот еще один замечательный фрагмент из «Позиции Минкультуры…»: «К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным». Всем, кто видел фотографии протестующей «православной общественности» Новосибирска, вышедшей на улицу с лозунгами «Позор предателям Родины!», «Кулябин, Мездрич, Терешкова и Кузин рвут духовные скрепы!», «Прогони кощунника, и удалится раздор!» — сразу же вспоминается знаменитое: «Это — не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!» То есть ведомство Владимира Мединского недвусмысленно дало понять, что «общественность» для него— это вовсе не те представители интеллигенции, которые выступили в защиту «Тангейзера», а среди них были и Александр Сокуров, и Олег Табаков, и Евгений Миронов, и Галина Волчек, и Марк Захаров, и Борис Гребенщиков, и Владимир Юровский, и многие другие известные люди (к слову сказать, интернет-петиция в защиту режиссера собрала к настоящему времени в общей сложности почти 50 тысяч подписей), а те «оскорбленные верующие», кого так легко согнать на митинг под оскорбительными лозунгами для травли инакомыслящих…

Вообще «Позиция…» Минкультуры полна противоречий. С одной стороны, в ней говорится: «Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем…» А с другой стороны, чуть ниже: «Минкультуры считает правильным внести в постановку необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки». Последняя цитата особенно примечательна — это фактически признание в том, что государственная цензура в России все-таки есть, хотя ее наличие в документе и отрицается. Особенно же замечательно требование: «…принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты». Здесь даже не говорится о чувствах именно прихожан РПЦ, а просто обо всех людях, «чьи религиозные чувства были задеты».

Все это доказывает, что «оскорбленные верующие» — это не представители конкретной конфессии, трепетно относящиеся к своим святыням (а у последователей разных религий и святыни разные), а некое условное обозначение подконтрольных групп людей, задача которых оскорбляться тогда, когда укажут, и тем, на что им укажут. Недаром в «Позиции Новосибирской епархии Русской Православной Церкви по поводу ситуации с вариацией оперы «Тангейзер», особо подчеркивается, что «позиция православных верующих жителей Новосибирска поддержана руководителями религиозных организаций традиционных религий России города Новосибирска и Новосибирской области, а также президиумом Центрального духовного управления мусульман России и муфтием Москвы, Центрального региона и Чувашии, членом Общественной палаты РФ Альбиром Кургановым». В этой же логике выдержано и заявление депутата Госдумы Иосифа Кобзона, сделанное им 16 марта в Чите: «Я человек не православный, но в данном случае считаю, что постановщики спектакля должны извиниться перед православной церковью… Суд их не наказал, к сожалению. Я бы наказал». То есть речь идет не о волеизъявлении «православных верующих», а о спекулировании конкретных церковных и светских функционеров и политиков.

Тьма сгущается

Одним из первых на абсурдность предъявляемых к «Тангейзеру» претензий обратил внимание в своем блоге протодиакон Андрей Кураев, справедливо заметивший, что «Иисус появляется в фантазиях персонажа оперы. Причем либретто называет этого персонажа и его фильм скандальными». Иными словами, речь идет не о непосредственном мнении режиссера, а о художественном вымысле. Как поясняет очевидные вещи Кураев: «Нельзя Гайдая, режиссера «Бриллиантовой руки», обвинять в пропаганде сатанизма за то, что его персонажи несколько раз кряду говорят «Черт побери»…» Позднее эксперты-религиоведы Владимир Винокуров и Борис Фаликов также не нашли оскорбления христианских символов в новосибирской постановке вагнеровской оперы. Оправдательный приговор Кулябину вынес и мировой суд Центрального района Новосибирска…

Однако доводы противников постановки «Тангейзера» опираются на совсем иную логику, которую принято называть религиозным фундаментализмом, или попросту — мракобесием. Ведь вспомним, что другому театральному режиссеру, Валерию Гришко, сыгравшему архиерея в фильме «Левиафан», самарская «православная общественность» предъявила обвинение в том, что эта его роль в кино стала «циничной и грязной пародией на русский православный епископат» и что она «оскорбляет всех верующих людей и, по сути, есть не что иное, как фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым православием».

Травля Гришко во многом похожа на травлю Кулябина и Мездрича своей кажущейся абсурдностью, да и гневное письмо против него также подписал ряд настоятелей православных храмов и депутатов, причем все это происходило на фоне оголтелой информационной атаки на фильм Звягинцева. Возмущенные ролью Гришко консервативные деятели также апеллировали к Министерству культуры как к своему союзнику: «Нам непонятно такое двуличие: как можно жить за счет бюджетных средств, получать от власти все преференции и в то же самое время участвовать в изощренном поношении российской власти и православной церкви? Очень хочется, чтобы наш Минкульт разрешил эту странную и нездоровую ситуацию, которая вводит в недоумение абсолютное большинство наших земляков-самарцев, искренне любящих свою Родину и почитающих ее многовековые исторические традиции».

Таким образом, ничего принципиально нового из истории вокруг «Тангейзера» мы не узнали, кроме того, что женская промежность, на фоне которой был изображен Христос на постере к фильму «Венерин грот» (по сценарию его снимал перенесенный в современность Тангейзер), сама по себе является немыслимым оскорблением для «истинных верующих». Сразу вспомнилась инициатива экспертов Роскомнадзора годичной давности о том, чтобы спрятать от детей находящиеся в музеях «обнаженные» скульптуры. Инициативу насчет музеев приостановили, а вот в Новосибирском театре авторы «Тангейзера» были вынуждены заменить «провокационный» постер на белый лист, как бы иллюстрируя старый советский анекдот: «А чего еще писать-то? И так все понятно!»

Вместе с тем «Тангейзер» важен для всех сторонников свободы творчества как еще одна линия обороны, сдав которую сейчас, мы вскоре окажемся в еще более плотном окружении «варваров духа», прикрывающихся узко понятыми ценностями религии как своим знаменем и оправдывающих любые злодейства ради торжества их идеологии. Недаром уже и гуманизм объявлен «религией антихриста», и светский характер государства, гарантированный Конституцией, поставлен под сомнение с видимого одобрения власти, и прокуроры начинают рассуждать в суде, как дипломированные искусствоведы, и Минкульт требует от художников извинений за оскорбление религиозных чувств. Тьма сгущается, а отступать дальше просто некуда.

Николай ПОДОСОКОРСКИЙ, историк, литературовед, — специально для «Новой»

Их ответ Вагнеру

«Православный, офицер запаса ФСБ» разъяснил ситуацию вокруг «Тангейзера»

В конфликте вокруг оперы, перешедшем в стадию масштабной информационной войны, высветилась одна деталь, которая, кажется, объясняет природу этого противостояния и то, кем на самом деле оно нагнетается.

В письме, отправленном 23 марта пресс-секретарем Новосибирской и Бердской епархии Красовым министру культуры Мединскому, уточняется еще раз, что именно требует от постановщиков «православное сообщество»: «Возможно, многие «не понимают» или не хотят понимать(!), что оскорбило религиозные чувства верующих, и пытаются «решение вопроса» свести к тому, что достаточно убрать постер, и все. На этом претензии будут исчерпаны. НЕТ! Не будут исчерпаны! Из «кулябинщины» должен быть полностью исключен образ Иисуса Христа либо это «творение» должно быть полностью, раз и навсегда, исключено из репертуара». Данное письмо автор «просит считать официальным обращением в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, Федеральную службу безопасности».

Самое интересное в послании Красова — его скромная подпись: «Православный, офицер запаса ФСБ».

Возможно, пресс-секретарь епархии так подписался, чтобы дать понять «культурной общественности», какой «конфессии» она дерзнула противостоять.

Спектакль о художнике, вере и фарисействе продолжается. Вескую реплику произнес в интервью «Интерфаксу» Всеволод Чаплин. Протоирей заявил о «необходимости проверить «Тангейзер» на гей-пропаганду». К ней, по его мнению, относится сцена, где «полураздетые женщины целуются на фоне изображения Иисуса Христа», что может служить и дополнительным аргументом обвинению в «оскорблении чувств верующих» (проверку по этой статье проводит Следственное управление СКР).

Напомним, на стороне «Тангейзера» практически все российское «театральное небо». Вступились за него и новосибирские театралы, литераторы, журналисты, профессора (всего более 50 человек), направив письмо губернатору Владимиру Городецкому. 24 марта он им ответил призывом «уважать религиозные ценности».

25 марта фракция «Единой России» объявила, что будет требовать отставки директора Новосибирского оперного Бориса Мездрича, поскольку «недопустимо, чтобы в театре, построенном в 1945 году, ставились такие скабрезные спектакли». Лидер местных единороссов Андрей Панферов сообщил РБК, что в Новосибирск прибыла комиссия Министерства культуры для проверки использования бюджетных средств, израсходованных на эту постановку.

26 марта президент РФ наградил медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени протоиерея новосибирского собора Александра Невского Александра Новопашина, призывавшего православную общественность «объединиться, чтобы ударить единым кулаком по нечисти».

Вызовом государственно-церковному Левиафану (кстати, «Тангейзера» поддер-жал и Звягинцев) выглядят приглашения «автору скандала» от Марка Захарова поставить в «Ленкоме» спектакль и гендиректора Большого театра Владимира Урина (название кулябинской постановки определится в мае).

Что дальше? 29 марта в Новосибирске проведут очередную акцию РПЦ и православные активисты: в анонсе сказано, что это будет «молитвенное стояние в защиту святынь и религиозных чувств». Митрополит Тихон на сайте You Tube призвал «всех православных людей» принять участие в этом мероприятии, заметив, что те, кто на него не придет, окажутся «вместе с распинателями, хулителями и христопродавцами», такими, как «режиссер и директор театра», которые «решили унизить, оплевать христианские святыни, за 30 серебреников, поругаться над Христом».

5 апреля пройдет митинг новосибирской интеллигенции. Ожидаемое количество участников — 2,5 тысячи, не исключено, что оно увеличится: более 50 тысяч подписей в защиту «Тангейзера», собранные театром и в интернете, переданы в администрацию президента.

В социальной сети «ВКонтакте» в группе «Бойцовский клуб. Новосибирская область» появился призыв «вылавливать» и «избивать» тех, кто «за «Тангейзер». Уточняется, что «лучше делать это не на самом митинге 5 апреля, а в кулуарах». Администрация группы объявила конкурс на «самое художественно обработанное лицо нацпредателя». Призы победителям: «профессиональные капы, радиоприемники, флаги, георгиевская лента».

3 и 6 апреля Центральный райсуд Новосибирска рассмотрит протест прокурора на решение мирового суда, оправдавшего Мездрича и Кулябина.

Георгий БОРОДЯНСКИЙ, соб. корр. «Новой», Новосибирск

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow