СюжетыОбщество

Учителей не слышат. Но не ученики, а чиновники

Чтобы услышали и те, кто принимает решения в образовании, нужна трибуна. Профсоюз «Учитель» начал подготовку съезда педагогов Москвы

Этот материал вышел в номере № 33 от 1 апреля 2015
Читать
Чтобы услышали и те, кто принимает решения в образовании, нужна трибуна. Профсоюз «Учитель» начал подготовку съезда педагогов Москвы

— Положение в образовании катастрофическое, — говорит Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель». — Многие учителя пытаются с этим бороться, но нас не желают слышать. Именно поэтому профсоюз «Учитель» предлагает провести 26 апреля 2015 года съезд учителей и педагогов школьного, дошкольного и дополнительного образования.

«Новая» с начала этого учебного года много раз писала о событиях в московском образовании: слиянии и поглощении, ликвидации коррекционных школ, уничтожении домов творчества. В ноябре в редакции прошел круглый стол («Новая» №131 от 21 ноября 2014 — «Принуждение к переговорам»), на который мы приглашали кроме учителей еще и руководителей московского образования. Чиновники не пришли. Запрос редакции руководитель департамента образования Исаак Калина проигнорировал. Но мы настаиваем: переговоры, встречи, разъяснения продуктивнее, чем пикеты и митинги. Но переговоров не последовало. Департамент не выходит на связь с недовольными, окружил себя единогласно поддерживающими его политику общественными советами и поддакивающими референтами. Итогом последних событий в московском образовании и разговора на педагогическом круглом столе в редакции стало решение собрать чрезвычайный съезд учителей Москвы.

— Почему именно съезд? — спрашиваю Всеволода Луховицкого.

— Съезд — тот формат, где учителя могут заявить свои специфические профессиональные требования. Обычно мы выходили на митинги в День защиты детей, 1 июня, и там говорили о том, что рушится школа. Или поддерживали родителей, которые боролись против слияния школ. Это общее движение в защиту образования будет продолжаться. Но учителям надо сформулировать свою позицию не только из общегуманитарных соображений, но и профессионально. Для этого необходимо не собрание учителей, входящих в профсоюз «Учитель», а именно съезд всех заинтересованных учителей Москвы. В последнее время работать учителем в столице стало очень сложно. Хотя долгое время положение московского учителя считалось привилегированным и по оплате, и по условиям работы.

— Сколько бы учителей ни собралось, вам наверняка попытаются доказать, что этот съезд непредставительный — не все школы, не все районы представлены.

— Если нас будет 150–200 учителей, которые, несмотря на все противодействие, соберутся, потратив свой выходной день, не испугавшись открыто выступить, а по итогам обсуждений сформируют группы для дальнейшей работы, то мы попробуем конкретными делами доказать легитимность.

— Важно сформулировать то, что не устраивает. Но еще важнее оформить программу позитивных перемен. Удастся ли это?

— Да, собираться ради того, чтобы еще раз поплакать, например, над тем, что учителей вынуждают брать по 30 и более часов, — бессмысленно. Это и так все знают: таким уродским способом борются за выполнение указа Владимира Путина, требующего сравнять зарплату учителей со средней по региону. Только уравнивание это идет не за счет повышения ставки, а за счет работы на полторы-две ставки. О качестве в этой ситуации речь не идет вообще. Важно найти меры, чтобы себя и школу защитить от такой потогонной системы. Как? Об этом и будем говорить на съезде. А после съезда — в рабочих группах, которые со своими предложениями будут выходить на чиновников. Выходить не от частного лица, а от имени съезда.

Можно ли сегодня собрать и провести съезд учителей без использования административного ресурса — только общественными силами? Очень непросто, когда всякая общественная активность воспринимается как «оранжевая угроза». Эта страшилка стала способом пресечения общественной активности, несанкционированной свыше. Митинг по разнарядке — легитимен. Съезд по инициативе учителей — крамола. Даже помещение для проведения съезда — серьезная проблема. В каждой школе есть зал, но если какой-то директор пустит к себе не одобренный сверху съезд, последствия могут быть для него печальными. Пока у организаторов нет решения о месте проведения съезда.

Сейчас на сайте профсоюза «Учитель» (pedagog-prof.org) идет регистрация делегатов и гостей съезда. Там же размещена анкета для делегатов: предлагается выбрать проблемы, которые будет обсуждать съезд, — профессиональная занятость, бюрократизация работы педагогов, аттестация, повышение квалификации, ограничение свободы педагогического творчества.

По каждой из этих проблем (возможно, и по другим — это определится на съезде) могут быть созданы рабочие группы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow