СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 30-31 от 27 марта 2015
Читать
Культурные события следующей недели

Так говорили в Одессе

Знаменитый «одесский язык» — речевые особенности многонациональной Одессы конца XIX — начала XX века — был впервые подмечен еще в 1890-х писателем Власом Дорошевичем. Благодаря литераторам южнорусской школы одессизмы вошли и в общеупотребительное просторечие, и в литературный русский язык. Произведения Лазаря Кармена и Семена Юшкевича, Жаботинского и Бабеля, а также других авторов-одесситов и заложили литературные основы «одесского мифа». Ибо «одесский язык» стал таким же мифом, как «миф Одессы», и споры о нем продолжаются и сегодня, когда фаза его становления давно пройдена, а нынешние культурно-этнографические реалии города все дальше уходят от периода расцвета «одесского языка».

Но именно о нем таки пойдет речь на лекции «Говорить по-одесски: миф одесского языка» преподавателя Центра библеистики и иудаики РГГУ Галины Элиасберг 30 марта в Еврейском музее и центре толерантности.

Ул. Образцова, 11, стр. 1А. Начало 19.30.

Павел Федотов — тот самый художник, который «низкое бытописательство» поднял на высоту а) высококлассной живописи, 6) неповторимой комедии «типов» и «положений», став автором картин хрестоматийной известности. «Вдовушка», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор!» — Федотов фиксировал клаустрофобию обыденного существования с шутливым романтизмом и горькой, в сущности, иронией: он прекрасно понимал, что является собственным персонажем, мечущимся между искусством и жизнью.

Выставка «Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее разворачивает эту драму от времени занятий молодого офицера Федотова в Рисовальных классах Императорской Академии художеств до последних дней перед помещением его в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе, она же — сумасшедший дом.

Портреты и акварели с видами Москвы, сепии с развернутыми сюжетными сценами и рисунки, ключевые жанровые работы — во всех видна меткая «режиссура», за которую Федотова прозвали «Гоголем в красках», и точнейшая живописная отделка в духе малых голландцев. В рамках выставки Третьяковка проводит лекции, одна из которых — возможно, основная — «Павел Федотов. Судьба художника», состоится 29 марта, с 14.00 до 16.00.

Лаврушинский пер., 12. До 14 июня.

Кин-кин-за

Profession de foi Габриэля Кинза знакомит мир с устным наследием родного континента — Африки. На этом поприще возвращения древним историям их красоты и обаяния и добавления им ноток современности — опыт жизни во Франции этому весьма способствовал, этот актер, мим и музыкант стал признанным рассказчиком.

Говорят, его спектакли — это всегда чудное море фантазии и отличное настроение. Проверить, так это или нет, можно будет в субботу в 14.30 во Французском институте (Воронцово поле, 16) и в воскресенье в 16.00 в Российской государственной детской библиотеке (Калужская пл., 1), где Габриэль Кинза выступит с программой «Сказы, предания и легенды для детей и взрослых». «На разогреве» будут учащиеся детских языковых курсов при Французском институте с русской народной сказкой на французском языке. Кинза, кстати, будет по-французски — с переводом. Вход свободный.

Мультимедиа Арт Музей открывает новый цикл концертов MAM Music Contemporary, впервые представляющий музыку композиторов XX – XXI в ракурсе чувственной линии слушателя. В том плане, что каждый концерт должен стать единым переживанием, сформированным из звучания культовых произведений как классиков — Джона Кейджа, Филипа Гласса, Маурицио Кагеля, Вима Мертенса, так и признанных в западном мире, но не слишком известных в России композиторов.

Подборка для первого концерта 31 марта напоминает не столько главу из хрестоматии музыкального авангарда, сколько плейлист некоего любителя музыки, не без вкуса, для которого важна, прежде всего, эмоциональная глубина: Московский ансамбль современной музыки сыграет во вторник Opening и Mad Rush Гласса, Dream и In A Landscape Кейджа, Struggle for Pleasure Мертенса, China Gates Джона Адамса, а также пару вещей голландца Дуве Эйзинги и эстонца Эркки-Свена Тююра. Получится эдакий полет над миром академического минимализма — от пионеров жанра к европейской «необарочной волне».

Остоженка, 16. Начало в 19.00.

Искусство, в отличие от науки, рассматривает мир не по частям, а целиком, и потому миссия искусства — вернуть человеку архаичное целостное восприятие мира. Вооружившись этой мыслью Наума Клеймана и взяв все тексты Даниила Хармса, какие удалось найти, питерский режиссер — номинант премии «Золотая маска» Максим Диденко поставил в «Гололь-центре» спектакль «Хармс. Мыр».

Во время премьеры 27 и 28 марта в 20.00 и 29 мартав 18.00 в большом зале театра развернется довольно сложное и весьма масштабное действо с живой музыкой и множеством актеров, которые осваивают хармсовское наследие, как только могут, — читают, поют, думают ими, танцуют, молчат, носят предметы — и в какой-то момент становятся соавторами постановки. Очевидно, что это момент, о котором сам Хармс писал: «Сначала я думал, что это ничто. Но потом я понял, что это мир».

Ул. Казакова, 8. Начало спектаклей в 20.00.

Свадьба с Соколовой

30 марта в Культурном центре «Дача на Покровке» состоится презентация книги Игоря Яркевича и Евгения Попова «Мы женимся на Лейле Соколовой».

На формальном объявлении события все скучное в нем и заканчивается. Презентация на самом деле практически спектакль, режиссером которого выступил Марк Розовский, а Евгений Попов играет Евгения Попова. Игорь Яркевич тоже в роли самого себя. Спойлить, что там будет еще, не стоит. Стоит знать, что в предисловии к своей скандальной фантасмагории авторы пишут: «Революция закончена, забудьте. Мы живем теперь в новой реальности, где весь мир окончательно сошел с ума и ежедневно демонстрирует это, загнав себя в угол самыми нелепыми представлениями, идеями, действиями и поступками. Да, мир в ХХI веке сошел с ума, и только безумец может отрицать это»! Вход свободный. Выход — тоже.

Покровский б-р, 16-18, стр. 4–4а. Начало в 19.00.

Парад оркестров

В пятницу вечером в Большом зале Московской консерватории академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова откроет VI международный фестиваль Мстислава Растроповича — «парад музыкантов, дирижеров и возглавляемых ими оркестров» со всего мира. В программе вечера — симфонические вариации на оригинальную тему «Энигма» Элгара и концерт для скрипки с оркестром Брамса.

В субботу фестиваль продолжится в Концертном зале им. Чайковского (ул. Тверская, 31/4): ярчайший пианист Борис Березовский выступит вместе с итальянским оркестром Maggio Musicale Fiorentino. Играть будут Мусоргского, Рахманинова и Чайковского. 29 марта — снова в консерватории — будут чествовать Прокофьева: его произведения исполнят стипендиаты Фонда Ростроповича вместе с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского.

30 марта в Большом зале консерватории впервые в России выступит венский Tonkunstler Orchestra вместе с пианистом Рудольфом Бухбиндером — в качестве и солиста, и дирижера. В программе — произведения Гайдна и Бетховена, в том числе редко исполняемая Фантазия для фортепиано, хора и оркестра — прообраз «Оды к радости» из Девятой симфонии.

31 марта в фестивальной афише – концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова.

А 2 апреля в заключительном концерте впервые в Москве выступит Камерный оркестр Лозанны с блестящим норвежским виолончелистом Трулсом Морком — дадут Шостаковича и Мендельсона.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00.

Зеленый принц

Более десяти лет Мусаб Хасан Юсеф — кодовое имя «Зеленый Принц» — был главным информатором израильской спецслужбы «Шин-Бет». Завербованный в 17 лет, он предал родных и друзей и начал работать на бывшего врага, находясь в самом сердце организации своего отца, шейха Хассана Юсефа — одного из основателей и лидеров палестинского движения «ХАМАС».

История Мусеба лежит в основе документального и, тем не менее, «высокооктанового», психологически запутанного, как греческая трагедия, триллера «Сын «ХАМАС», который вышел в ограниченный российский прокат. В фильме режиссера Надава Ширмана об уникальных отношениях между шефом разведки и информатором — отношениях, которые с обеих сторон управляются ложью и обманом, в определенной мере, даже самообманом, — сами себя играют, соответственно, Гонен Бен Ицхак и Мусаб Хасан Юсеф, а также шейх Хассан Юсеф.

На ближайшей неделе нерегулярные сеансы ленты будут идти в кинотеатрах «35 мм» и «5 Звезд – Новокузнецкая», кинозале ГУМа, Центре документального кино и в «Домжуре».

В 1975 году американец Боб Чандлер превратил свой полноприводный FordF-250 в монстра, поставив его на огромные колеса, шины которых весили больше 350 кг каждая. Это был первый бигфут, или монстр-трак, разновидность шоу-каров, ставших вскоре чрезвычайно популярными: с середины 1980-х в Штатах сформировалась целая культура монстр-траков, которая 28 марта вернется в СК «Олимпийский» в рамках спортивно-развлекательного шоу «Do Damage Монстр Мания».

Обещают пять гигантских внедорожников, включая 8-местный пассажирский Monster Ride Truck, на котором смогут прокатиться желающие, мастеров мотофристайла FMX Stunt Riders, который заставят понервничать своими прыжками под 30-метровый потолок с полным сальто, девушек Go-Go, живой звук и многое другое.

Олимпийский пр-т, 16, к. 2. Начало 17.00.

Про согласие

На финишную прямую вышла неплохая выставка «Антанта/Entente 1914 –1918. К 100-летию Первой мировой войны» в Хлебном доме музея-заповедника «Царицино». Артефакты вековой давности, связанные с отдельными событиями и целыми страницами военной истории, дают некую общую картину взаимодействия европейских держав, входивших в коалицию Антанты в годы Первой мировой войны. Но подлинными героями выставки стали солдаты и офицеры — русские, французы, англичане, итальянцы и другие, – которые страдали и погибали совершенно одинаково.

Получилась своеобразная материализация духа книг Ремарка. И отношение к войне соответствующее — она несла «отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками». Антанта, к слову, значит «согласие». Стоит успеть.

Ул. Дольская, 1. До 5 апреля.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow