СюжетыПолитика

Отморозка счетов

Работа двух десятков компаний парализована в результате парадоксальных процессуальных действий

Этот материал вышел в номере № 30-31 от 27 марта 2015
Читать
Работа двух десятков компаний парализована в результате парадоксальных процессуальных действий

В очередной раз разгорелась дискуссия о давно лоббируемой председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным идее введения института уголовной ответственности юридических лиц. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Между тем практика показывает, что идея эта не только вредна, но и избыточна. Оказывается, уже сейчас любой следователь может запросто парализовать работу компаний, не имеющих никакого отношения к расследованию уголовного дела.

Дело — самое что ни на есть обыкновенное. Как следует из материалов, находящихся в производстве следователя следственной части УВД по СЗАО Москвы Алексея Гришанова, в августе 2014 года некий Скридоненко, который представлялся директором ООО «Климат-СВ», заключил договор с ЗАО «Концерн МонАрх». Деньги, 5 миллионов рублей, были перечислены вперед, а работы по договору выполнены не были — вообще.

В подобных случаях часто исчезают и люди, взявшие чужие деньги, и фирмы, с которыми заключались договоры. Но компания «Климат-СВ» оказалась реальной, действующей. Ее владелец Александр Конторщиков не прячется не только от правоохранителей, но и от журналистов. В его изложении история выглядит так:

— В 2014 году я решил продать фирму. На меня вышел некий Александр Варяк, договорились на 200 тысяч, — рассказывает Александр Конторщиков. — Он отдал мне аванс, 100 тысяч, а вторую половину обещал заплатить из первого контракта. Попросил у меня печать и пропал — больше я его не видел. А через неделю мне позвонили из «МонАрха» и спросили, почему мы не выполняем работы по контракту…

По словам Конторщикова, следователь допросил его лишь через несколько месяцев, хотя он и не думал никуда скрываться.

Если следователь Гришанов несколько месяцев не допрашивал важнейшего свидетеля, то чем же он занимался? Он изучал «путь денег», что само по себе тоже вполне очевидное направление расследования, в отличие от принятых в итоге процессуальных решений.

Итак, Гришанов установил, что деньги со счета «Климат-СВ» были перечислены некоему ООО «Вехи». Все средства по этой транзакции следствие называет «похищенное в полном объеме».

— ООО «Вехи» — реальная фирма, работающая в сфере строительства, — поясняет Евгений Кудрявцев, представляющий «Вехи» в суде. — «Вехи» поставили «Климату-СВ» стройматериалы, есть накладные и другие подтверждающие документы: это была реальная сделка.

Владелец «Климат-СВ» Конторщиков, в свою очередь, считает, что ООО «Вехи» могло использоваться при обналичивании средств. Но даже если это предположение верно, следствие должно было бы обратиться в суд с требованием заморозить на счету фирмы 5 миллионов рублей. И Гришанов действительно заявил в суд ходатайство об аресте счетов, но… сразу у 25 фирм, выступавших финансовыми контрагентами тех самых «Вех».

Быть может, у следствия были доказательства, что конкретно эти компании могли использоваться для легализации похищенных денег? Смотрите сами, насколько аргументированными были доводы следователя в заявленном им ходатайстве: «Учитывая, что денежные средства, перечисленные на вышеуказанные расчетные счета, получены в результате преступных действий, а также могут быть использованы для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, возникла необходимость в наложении ареста на вышеуказанные расчетные счета».

Судья Хорошевского районного суда Москвы Анисимов с доводами следователя Гришанова согласился (может быть, потому, что сам когда-то работал опером Строгинского ОВД?). Правда, все-таки не в связи с возможным финансированием терроризма, а «в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска».

Тут следствие и суд запутались окончательно. Во-первых, никаких гражданских исков к 25 фирмам заявлено не было — до сих пор. Во-вторых, и это главное, согласно и гражданскому, и уголовному законодательству, арестовывать можно было только те суммы, которые, возможно, составляли часть из похищенных 5 миллионов рублей, а не счета целиком.

Как прокомментировал «Новой» официальный представитель ЗАО «Концерн МонАрх», им ничего не было известно об аресте счетов 25 стройфирм. Более того, они вообще мало что знают о ходе расследования: органы не спешат ставить их об этом в известность. По словам представителя, договор со Скридоненко заключался на проведение строительных работ, и как только оказалось, что работы никто не начинает, «МонАрху» стало понятно, что они столкнулись с мошенником. При этом перед заключением договора служба безопасности «МонАрха» проверила «Климат-СВ» и установила, что это реальная фирма, ведущая хозяйственную деятельность. Сейчас, насколько известно представителю, Скридоненко находится под стражей.

Тем временем деятельность 18 фирм остается парализованной. Почему 18, а не 25? Вот это, пожалуй, главный вопрос к следователю Гришанову и судьям, удовлетворявшим его ходатайства. Арест со счетов семи фирм в течение осени был снят, «поскольку обстоятельства его наложения отпали». Почему для одних — отпали, а для других — сохраняются, следователь прояснить не спешит.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow