СюжетыКультура

Вера не бывает старой

Театр.doc освятил свой дом на Разгуляе

Этот материал вышел в номере № 26 от 16 марта 2015
Читать
Театр.doc освятил свой дом на Разгуляе
Изображение

«Безумное путешествие за святыми дарами» — не столько новый спектакль, сколько новый опыт Театра.doc. Эта премьера — первая на Разгуляе, по сути, освящение дома. Нельзя было выбрать лучший материал.

Елена Гремина, драматург и постановщик, взяла жития и древнерусские тексты, соединила судьбы протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, дьяка Феодора, начертила неожиданный эскиз-очерк давней истории. Почему вдруг староверы? Вовремя.

Чтобы вспомнить: были на Руси люди, непреклонные и неподкупные, краеугольные камни веры и церкви. Зрители стоят. Около часа, вдоль стен: происходящее посреди зала не располагает к комфорту.

«Кого Бог любит яко же ны?» — вопрос, которым начинается действо, переходит от героя к герою. Его смысл и масштаб осознаешь, когда противление староверов, пытанных, ломанных, сжигаемых, но не отрекшихся, разворачивается в диалогах.

«Аз верую» — Морозову уговаривают родные, священники, сам царь; после дыбы голую бросают на снег, в остроге она просит стражника выстирать ее рубаху в реке: умирать надо в чистом. Спорят яростно о Христе и антихристе протопоп Аввакум и дьяк Феодор, заточенные рядом и сожженные в один день, в одном срубе. Бредут староверы 200 лет по свету через леса и болота, обходят Сербию, Болгарию, Боснию — ищут архиерея, который отважится возглавить их затравленную, но не поруганную Церковь. Форма, скрепляющая этот «раствор», сегодняшняя экскурсия; в информационном распеве ведущей (Анастасия Патлай) вспыхивают проекции иных времен. На пути к святым дарам — муки, самосожжения и гонения; и как сегодня войти в этот опыт и понять этих людей и эти обстоятельства?..

Сцены нет, шлифованные бревна (кстати, вынутые в ходе стройки из стен дома), ободранные до старого кирпича стены, голые спины. Тихо звучит дальний колокол, на лица падает сноп света. Доковцы в нем меняются неузнаваемо — и Константин Кожевников (Аввакум, царь Алексей, архимандрит Иоаким), и Дмитрий Кривочуров (дьяк Феодор), и Варвара Фаэр (Феодосия Морозова). Возможно, потому, что главный герой «Путешествия» — язык. На котором староверы говорят с Богом, протопоп Аввакум — с современниками и потомками, царь Алексей Михайлович — с подданными. Древнерусский. Церковнославянский. Сила его ощутима почти физически. Огненным столпом он встает между актерами и зрителями, которых правильнее было бы назвать свидетелями, и выжигает лишнее и случайное.

Рядом со мной выходит из публики человек и объясняет, что означает лестовка — сакральный предмет для молитвы: «Вера без дела мертва, а молитва — дело». Это сегодняшний прихожанин староверческого прихода Семен Гумалюк — его монолог слушают напряженно, внимательно. Вижу, как взволнованны вокруг люди. Что-то важное происходит на их глазах, что-то, не так легко дающееся в определение.

О чем спектакль? О страстотерпцах, о том, как верность становится подвигом. О том, что царь всегда несправедлив, жесток, и четвертому Риму не бывать. О том, ради чего живут люди. И вдруг все это становится крупнее и актеров, и зрителей и говорит с нами иной речью, вне словаря. И порхает над головами, легким перышком напоследок облетая присутствующих, финальный глагол: «Возсия…»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow