СюжетыПолитика

Все уйдут, а я останусь

Основатели «Гражданской платформы» покинули партию, выразив недоверие ее председателю Шайхутдинову

Этот материал вышел в номере № 26 от 16 марта 2015
Читать
Основатели «Гражданской платформы» покинули партию, выразив недоверие ее председателю Шайхутдинову

Заседания политического (ФПК) и гражданского (ФГК) комитетов «Гражданской платформы», прошедшие в пятницу, завершились расколом партии. Ее председатель Рифат Шайхутдинов был отстранен от должности большинством голосов, а основатель партии Михаил Прохоров заявил, что покидает «Гражданскую платформу» и предлагает в принципе ее ликвидировать. Большинство членов ФПК и ФГК последовали примеру Прохорова — в результате в составе обоих комитетов остались лишь двое членов: Шайхутдинов и Сергей Милицкий. Вдвоем они переизбрали Шайхутдинова председателем политического комитета и партии.

Будущее «Гражданской платформы» теперь определит Съезд — согласно Уставу, только он может принять решение о ликвидации партии. Когда он будет созван, в пресс-службе «Гражданской платформы» «Новой» затруднились ответить. Видимо, дата станет известна на партийной конференции, назначенной на 24 марта. Если Съезд примет решение партию сохранить, предстоит фактически заново создавать руководящие органы.

А сегодняшнее заседание ФПК началось с голосования по вопросу о председателе федерального политического комитета — с мая 2014 года этот пост занимал Рифат Шайхутдинов, сменивший Михаила Прохорова. Шестеро членов ФПК проголосовали за его отстранение от должности, двое — против.

После этого, уже на заседании гражданского комитета, выступил основатель «Гражданской платформы» Михаил Прохоров — он заявил о своем выходе из партии, а также предложил ее ликвидировать либо, по крайней мере, сменить название. По словам бизнесмена, недавнее участие колонны «Гражданской платформы» в «Антимайдане», как и предложение исключить Андрея Макаревича, дискредитирует партию.

Большинство членов политического и гражданского комитетов поддержали Прохорова — следом за ним о своем выходе заявили сестра бизнесмена Ирина Прохорова, артист Леонид Ярмольник, музыкант Андрей Макаревич, журналисты Александр Любимов и Станислав Кучер, юрист Михаил Барщевский, глава благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка и другие.

Проводив бывших коллег, Шайхутдинов и Милицкий, оставшиеся вдвоем в ФПК и ФГК, провели еще одно заседание политкомитета. Рифат Шайхутдинов был переизбран сразу в двух должностях — председателем комитета и его секретарем. Он уже пообещал, что на конференции 24 марта будет обсуждать политические перспективы партии, весьма туманные.

Состав партии, пообещал Шайхутдинов в комментарии ТАСС, будет расширен в ближайший месяц. Кого именно он намерен пригласить, Шайхутдинов не пояснил — отметил только, что не собирается звать ни лидера «Ночных волков» Хирурга (одного из идеологов «Антимайдана»), ни Алексея Навального.

По словам члена федерального совета партии Александра Любимова , раскол наблюдается не только в центральном аппарате — похожая картина якобы и в большинстве региональных отделений.Так, о своем выходе из партии из-за несогласия с курсом Шайхутдинова уже заявил руководитель петербуржского отделения «Платформы» Юрий Рыдник.

При этом Любимов не исключает, что основатели «Гражданской платформы» могут создать новое общественное движение: когда оно появится и как будет выглядеть, пока неясно.

— Формат неизвестен, это зависит от политической обстановки, — пояснил Любимов. — Мы хотим здоровой конкуренции, а не борьбы за власть любым путем. Если тебя никто не слышит, если тебя сажают и включают механизмы давления, как только ты начинаешь что-то делать — как тут бороться за власть? Но быть партией-спойлером и выполнять чьи-то указания мы не хотим — какой в этом смысл?

Крах «Гражданской платформе» прочили многие эксперты и до сегодняшнего съезда. Политолог Игорь Бунин называет это «логическим концом» партии.

— Как реальный политический проект, «Гражданская платформа» больше не существует, — рассказал «Новой» Бунин. — Партия состояла из двух несовместимых элементов. Это люди, близкие Прохорову, — Пугачева, Макаревич и так далее: светские, европейски ориентированные — системная оппозиция либерально-демократического толка. И те, кто начал формироваться вокруг Шайхутдинова. Прохоров оставил ему партию, будучи уверенным в его лояльности. А потом случилась Украина, и Шайхутдинов, как политтехнолог, решил придерживаться общей волны. Образовался разрыв — этический, идеологический и эстетический.

Кризис, разразившийся после «Антимайдана», назревал давно — после ухода Ирины Прохоровой с поста руководителя гражданского комитета и фактически лидера партии в октябре 2014 года. Тогда она объяснила свой уход личной позицией по Крыму, которая расходится с позицией председателей большинства региональных отделений.

Точкой невозврата стал публичный скандал из-за участия «Гражданской платформы» в шествии «Антимайдана». В адрес председателя партии тогда были высказаны упреки в лицемерии. Либеральные позиции, которых до сих пор придерживалась партия, слабо согласовывались с радикально-шовинистскими лозунгами «антимайдановцев». К тому же «антимайдановцы» заклеймили «организатором Майдана» Андрея Макаревича — фронтмена и члена политкомитета партии, что вызвало бурное внутрипартийное разбирательство на высшем уровне.

Михаил Прохоров, вступившись за Макаревича, осудил решение Шайхутдинова выйти на шествие и обвинил последнего в отступлении от курса партии, «который поддержали миллионы ее сторонников».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow