СюжетыЭкономика

Мертвому поправки

Гуманизировать нужно не столько отдельные статьи УК, сколько реальность, в которой он применяется

Этот материал вышел в номере № 26 от 16 марта 2015
Читать
Гуманизировать нужно не столько отдельные статьи УК, сколько реальность, в которой он применяется

Глава администрации президента РФ призвал ускорить работу над 55-томной «Православной энциклопедией». В это же время швейцарский самолет на солнечных батареях отправился в кругосветное путешествие из ОАЭ. Тим Кук в Сан-Франциско показал возможности Apple Watch — «умных часов». В Японии создали пластик, который имеет прочность стали, и там же открывается отель с роботами-гуманоидами в качестве обслуживающего персонала. Американские ученые обнаружили в крови крокодила основу для новых антибиотиков. Это были новости науки, техники и просвещения за один день.

Безусловно, энциклопедия, да еще 55-томная, — вещь важная и полезная. Обидно только, что наши усилия в области духовного роста не подкрепляются его практическим применением. В стране, которая уверено обретает Корсунь и сакральные корни, духовные скрепы и мощи Анастасии Узорешительницы, общество занято поисками врагов, разжиганием войны братских народов, нагнетанием нетерпимости и подавлением любых мыслительных процессов — с заменой головного мозга и нравственного чувства телепропагандой.

И вдруг на этом вполне средневековом фоне промелькнуло в новостях важное слово — гуманизм. Вернее, гуманизация — но и то хлеб.

Причем прозвучало в районе Госдумы и бизнес-сообщества — хоть и не очень настоящего, во многом декоративного, но все же. Там заговорили о необходимости гуманизации Уголовного кодекса, причем, прежде всего, для креативного класса. Вернее, его остатков — предпринимателей, которые могут попытаться вытащить страну из кризиса не молитвами, а импортозамещением и созданием новых продуктов. Законодательная инициатива называется забавно: «шестой пакет гуманизации».

За государев бюджет

Вдаваться в подробности как предыдущих пяти «гуманизационных пакетов», так и очередного, шестого, смысла нет. Это печаль, тлен и преисподняя. Речь идет об имитации бурной деятельности, которой занят бизнес-омбудсмен при президенте Борис Титов со товарищи из бывших и нынешних депутатов. Достаточно пояснить, что Титов предлагает не сажать предпринимателей в тюрьму, а взимать с них штрафы, кратные к размеру нанесенного ущерба. Дело, конечно, святое, но:

— Что делать с теми предпринимателями, кто вообще никакого ущерба не нанес и исков не имеет? Таких приговоров — пруд пруди. Им сидеть?

— Не арестовывать предпринимателя до суда — уже есть такая норма, ст. 108 УПК РФ, останавливает ли это судей и следователей? Нет.

— Не назначать наказание, связанное с реальным лишением свободы. Прекрасно, но «шестой пакет» имеет ввиду только одну главу УК (глава 22), и очень маленькую — ни «резиновые» ст. 159 («Мошенничество»), ни ст. 201 (загадочное «Злоупотребление полномочиями»), туда не входят. Большинство статей 22-й главы имеют высшую планку наказания до 8 лет, что предполагает возможность условного наказания. Пользуйся — не хочу. Но не пользуются — сидят, и будут сидеть.

— Предполагается «четко прописать алгоритм расследования экономических преступлений». Означает ли это создание отдельного уголовно-процессуального кодекса для предпринимателей, чтобы автоматически подтвердить: государство целенаправленно преследует граждан своей страны, возжелавших заниматься собственным бизнесом?

— Преюдиция арбитражных решений. Очень часто уголовное преследование предпринимателей таковым не является, так как конфликт лежит в плоскости гражданско-правовых отношений. Но это ни следствие, ни судей не останавливает, несмотря на закон. Из приговора, постановленного судьей Сташиной Тверского районного суда г. Москвы по делу предпринимательницы Татьяны Васильевой: «Доводы стороны защиты о наличии между ООО «С» и ООО «Д» гражданско-правовых отношений, споры по которым рассмотрены судами в гражданском порядке, что, по мнению защиты и подсудимых, свидетельствует об отсутствии состава преступления в действиях Васильевой, суд находит не состоятельными… Суд отмечает, что Васильева, имея высшее юридическое образование, представляя интересы граждан и юридических лиц в судах, имеет знания и опыт в этой области, и расценивает ее обращения в арбитражные суды с указанными исками, как попытку вуалирования своей преступной деятельности». Итого шесть лет, привет зоне в Нижнем Тагиле.

И еще одно прекрасное замечание. В 22-й главе УК («Преступления в сфере экономической деятельности») прописаны самые «денежные» статьи: легализация, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, уклонение от уплаты таможенных платежей, уклонение от уплаты налогов. Там есть, где разгуляться крупным штрафам. То есть «шестой гуманизационный пакет» — это инициатива радетелей за государев бюджет, а не за справедливость и не за гуманизацию. Было бы про справедливость — шла бы речь о других предпринимательских главах УК: глава 21 «Преступления против собственности» и глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Хотели бы сберечь российских предпринимателей — гуманизировали бы применение уголовки из этих глав, а не стригли бы кратные штрафы с ловчил.

Окно возможностей

Тем временем в условиях санкций, разгоняющейся инфляции и при прогнозах падения ВВП от 4 до 6% в этом году о репрессиях и раскулачивании надо забыть накрепко. Для российских предпринимателей закрылся доступ на рынки капитала и кредиты резко подорожали. Для бизнеса, который пытается заниматься импортозамещением, открывается окно возможностей, прежде всего, в продовольственной сфере. И он пытается что-то сделать, но здесь та же проблема: чтобы резко расширить объем производства, необходимо финансирование. Брать в банках под 25-30 процентов нерентабельно, остается одна надежда — на частного инвестора.

Но частный инвестор ориентируется на ситуацию внутри страны, в том числе на валютных рынках. А тут — то Бастрыкин со своим желанием регулирования курсов валют, то прокуратура слетается в то же «окно возможностей». Однако

мы приближаемся к той точке, когда инвестиционная привлекательность российских частных компаний резко увеличится — если Минские договоренности будут худо-бедно соблюдаться

и риск полномасштабного военного конфликта будет минимизирован.

Цены на многие производящие российские компании находятся на уровне нуля, так что покупать их выгодно, ты выиграешь, даже если резко пойдет вниз курс рубля. Несмотря на общий экономический спад, есть в нашей экономике отрасли, которые могут быть интересными для инвесторов — при условии мирного неба над головой. И это не игра слов. В случае войны у производящих компаний, прежде всего, продовольственных, будут обязанности по поставкам для нужд армии. Инвесторов это пугает. Да тут еще и посадки с раскулачиванием частного бизнеса.

Госкомпании с госкапитализмом доказали свою неэффективность во всем мире, здесь Россия не исключение. Ни «ольгинские тролли», ни антимайданы с хирургами и пропагандистами не способны создать новый продукт.

Любой бизнес, который создает прибавочную стоимость, не живет в неволе. И об обстановке в стране речь идет в первую очередь: люди созидающие не должны бояться быть избитыми казачьим патрулем за то, что они высказывают иную точку зрения.

Примитивная экономика, она же ресурсная, себя изжила не только потому, что цивилизованный мир живет иначе. Мы сколь угодно долго могли бы уповать на нефть, кабы не санкции: они привели к тому, что в течение нескольких лет без западных технологий уменьшение объемов добычи неизбежно. Нужно выкручиваться самим и воззвать всех граждан к разуму.

Сейчас каждый из нас живет под ударом, и каждый это чувствует, как бы мы друг к другу ни относились. Надо держаться вместе и прекратить преследовать друг друга: прекратить доить, сажать, троллить.

Самыми светлыми мечтами для многих стали мечты о прошлом — о Советском Союзе, о юности, о Гиперборее или патриархальной деревне, которой никогда не было. У нас нет настоящего, а есть только прошлое, в нем мы все так или иначе живем, не думая о победе над раком и не мечтая о полете на солнечных батареях.

Но будущее уже работает на нас. Страна все равно не достанется ни Кадырову, ни Патрушеву и компании, потому что за ними будущего нет. За ними прошлое.

Надо дать будущее тем, кто его строит — предпринимателям. Они еще здесь есть — в отличие от молодых талантливых ученых, переехавших в силиконовые долины. Дайте им шанс выручить страну, запустить хотя бы импортозамещение, построить для начала овощехранилища и сыроварни, и они быстро перейдут на фармакологию, IT и построят нам отель в какой-нибудь красавице-Пыжме с роботами и сверхстойким пластиком. Это и будет гуманизацией. Не к ним, а к нам, ко всем. Может, и казакам будет любо.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow