8 февраля Минэкономразвития опубликовало список 199 системообразующих организаций, которые могут рассчитывать на государственную поддержку в рамках антикризисного плана правительства. В их числе оказался и концерн «Тракторные заводы» (КТЗ), объединяющий 17 предприятий военного, железнодорожного, сельскохозяйственного и дорожно-строительного машиностроения.
Это один из холдингов, находящихся в зоне повышенного риска: в случае отсутствия государственной помощи все его предприятия будут обанкрочены, а несколько тысяч человек лишатся рабочих мест. Сегодня концерн практически «разорен», и это не наше утверждение, а цитата участников круглого стола в Общественной палате.
ООО «ККУ «Концерн Тракторные заводы» (управляющая компания КТЗ) влезло в долговую петлю в начале 2010 года — тогда госкорпорация «Внешэкономбанк» стала собственником 100% материнской компании концерна (Machinery&Industrial Group N.V.) в обмен на предоставленный кредит в сумме 15 млрд рублей. Однако оперативный контроль над предприятием, включая формирование среднего управленческого звена, по условиям сделки сохранили его бывшие собственники — Альберт Баков и Михаил Болотин. Кроме того, они получили опцион на обратный выкуп компании до 2017 года.
В 2011 году КТЗ, управляемый прежним менеджментом, начал поиск новых источников фондирования. И в марте того же года привлек синдицированный кредит на сумму свыше 32 млрд рублей под 13% годовых.
Агентом кредитного соглашения выступил государственный Сбербанк, вошедший в синдикат наряду с 15 кредитно-финансовыми учреждениями.
Как Баковым и Болотиным, а также подконтрольным им лицами были использованы полученные средства, остается лишь догадываться: КТЗ не публиковал годовые отчетности, а бухотчетность предприятия по РСБУ не дает возможности понять структуру расходов концерна. Как бы то ни было, в июне 2013 года КТЗ не смог погасить первый транш кредитных средств, выданных синдикатом, а также прекратил оплачивать проценты. В результате по состоянию на конец 2013 года (данные информационной базы СКРИН) общий объем заемных средств КТЗ составлял 40,6 млрд рублей — при годовой выручке в сумме 800 млн рублей эта величина оказалась долговой петлей.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
19 декабря глава Республики Чувашия (где расположены основные производственные мощности концерна) Михаил Игнатьев сообщил, что «благодаря поддержке Владимира Путина» наблюдательный совет ВЭБа (который возглавляет председатель правительства) принял решение о выделении еще 15 млрд рублей — на реструктуризацию текущих долгов перед синдикатом.
К этому моменту часть банков уступили свои права по кредитному договору российским и иностранным коммерческим структурам. По неофициальным данным, выкуп их требований состоялся с большим дисконтом — в среднем не более 40% от суммы долга. Особенно интересны два цессионария — зарегистрированные на Британских Виргинских островах Breadwick Products Corp. и Maeve Commercial Ltd, которые выкупили основной объем выставленной банками на продажу долговой массы. Эти офшоры блокировали решения внутри синдиката, а теперь пытаются заблокировать и отстаивание банками-кредиторами своих интересов в суде. Кто же их контролирует?
В деловой переписке с кредиторами обе структуры представлял Сергей Огурцов, ныне — гендиректор ООО «АгроДом» (выкупило долг КТЗ в синдикате у банка «Зенит»), а в судебных тяжбах с участниками синдиката – Георгий Чурилов, советник президента ООО ККУ КТЗ Болотина. Кроме того, консультантом Breadwick и Maeve в синдикате была Анастасия Ковалькова, финансовый директор инвестиционной компании URSA Capital, оказывающей консалтинговые услуги основному предприятию КТЗ — ОАО «Курганмашзавод». Так откуда у этих офшоров деньги на выкуп многомиллиардных долгов, пускай и со значительным дисконтом?
Сотрудник банка, продавшего одной из компаний BVI свои требования по кредиту, не исключает, что источником выкупа требований по кредитам «могли стать деньги, выданные по этим же кредитам».
Остаются другие кредиторы — Сбербанк, ВТБ и банк «Петрокоммерц», общий долг перед которыми составляет около 20 млрд рублей. Судя по поданным ими искам, эти банки не готовы идти на уступки и требуют взыскать долг в полном объеме. Так, на прошлой неделе Басманный районный суд взыскал по иску Сбербанка более 3 миллиардов рублей с 24 предприятий группы КТЗ.
Впрочем, по словам источника, в настоящее время управляющие КТЗ просят об условиях, «аналогичных прежним выкупам». Источником же фондирования для нынешнего выкупа может стать все тот же ВЭБ. Хотя это означало бы, что банк может потерять деньги, приобретая задолженность, ранее выкупленную с большим дисконтом.
О причинах возникновения долгов и эффективности расходования кредитов пока говорят вполголоса, и то — больше на общественных площадках. 18 декабря 2014 года на специальном круглом столе в Общественной палате причиной «возможного разорения КТЗ» был назван «непрофессиональный менеджмент в высшем звене концерна». «У нас возникает вопрос: почему не выполняются условия кредита и на что были потрачены взятые деньги? Причем это уже не первый не погашенный кредит, и ситуация с каждым годом лишь усугубляется. При этом менеджеры, которые принимают неэффективные решения и фактически привели концерн к банкротству, остаются на своих местах» — так на круглом столе оценил деятельность руководства КТЗ директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Первый заместитель КТЗ Альберт Баков обвинения отверг, обвинив в сложившейся ситуации «отсутствие рынка сбыта и невыгодные банковские условия». Однако такие аргументы не изменили позицию экспертов Общественной палаты, которые по-прежнему считают главной проблемой неэффективный менеджмент ККУ КТЗ.
Олег БРЫЗГАЛОВ
P.S.«Новая газета» направила запрос на имя г-на Болотина с просьбой прокомментировать ситуацию и опубликует ответ в случае его получения.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68