СюжетыОбщество

«Благочестивые отцы, когда будете пить, занавесив шторки, вспоминайте про меня»

Скандал в петербургской епархии

Этот материал вышел в номере № 14 от 11 февраля 2015
Читать
Публично выказывая свою тягу к алкоголю, страсть к деньгам и резко агрессивную антиукраинскую позицию, диакон Павел Шульженок и иерей Сергий Агафошин, по мнению РПЦ, порочат священный сан, вносят соблазн в среду верующих и наносят ущерб репутации и имиджу церкви в глазах общественности.
Изображение

Публично выказывая свою тягу к алкоголю, страсть к деньгам и резко агрессивную антиукраинскую позицию, диакон Павел Шульженок и иерей Сергий Агафошин, по мнению РПЦ, порочат священный сан, вносят соблазн в среду верующих и наносят ущерб репутации и имиджу церкви в глазах общественности.

В соцсети «ВКонтакте» на странице диакона храма Александра Невского Павла Шульженка есть немало фотографий, которые не соотносятся с образом священника. Многие из них размещены еще летом. Однако до сих пор официальная церковь молчала по этому поводу. Скандал разгорелся на днях. На широко растиражированных фото отец Павел вместе с иереем Сергием пьет пиво в баре, делает селфи в общественном туалете, размахивает оружием, валяется на диване в священном облачении…

Но еще больше, чем вольные кадры, возмутили людей многочисленные агрессивные высказывания святого отца об Украине и украинцах. «Все это, если кратко, называется пропагандой национальной ненависти и агрессивной войны. Причем с народом, который по большей части — православный», — резюмировал один из блогеров в «Живом журнале». Прочие реплики — в том же духе. Отец Павел откликнулся на возмущение пользователей и прокомментировал и свой отдых в пабе, и отношение к событиям в Донбассе (где он минувшим летом провел свой отпуск — ездил благословить и поддержать сепаратистов): «Будучи не только ценителем, но и вполне представителем ирландской культуры с многовековыми христианскими традициями, я не вижу ничего зазорного и постыдного в том, чтобы пропустить пинту пива в пабе. Так, как отдыхаю я, отдыхает практически все духовенство, ну, основная масса. Все употребляют пиво и покрепче».

«Сегодня в Новороссии фашистская власть совершает фашистские действия. Совершает геноцид. Духовенство не может молчать в такой ситуации… Я являюсь выразителем отношения основной части русского православного народа относительно Украины…»

Настоятель храма Александра Невского, где служил Шульженок, протоиерей Александр Дягилев уверяет, что о поездке священника на Украину не знал, а в остальном взгляды диакона не разделяет и неоднократно делал ему замечания:

— Он мог вести службу, читая текст с экрана планшета, прихожане на это часто жаловались, — рассказал настоятель. — Мы с ним разговаривали в январе этого года, требовали, чтобы он привел в порядок свою страницу, изменил образ жизни, но это все не подействовало.

На скандал в публичном пространстве РПЦ отреагировала быстро. 9 февраля указом Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии диакон Павел Шульженок и иерей Сергий Агафошин получили трехмесячный запрет на служение «за нарушение присяги и поведение, порочащее сан священника и вносящее соблазн в среду верующих».

— Главное — не политическая позиция отца Павла, а то, как он проводил досуг, выставляя это на всеобщее обозрение, — в интервью «Новой» объяснил руководитель пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии иерей Алексей Волчков. — При принятии решения об отстранении епархией рассматривалось все в комплексе, в том числе и антиукраинские комментарии священнослужителя, провоцирующие агрессию. Оценивалось не то, что он говорил и какую позицию отстаивал, а как он высказывал свои мнения на тему ситуации на Украине — это недопустимая и оскорбительная форма. В целом внецерковная деятельность отца Павла признана противоречащей христианским канонам. Его высказывания и по форме, и по содержанию вступают в конфликт с общецерковной позицией: церковь находится над схваткой, об этой схватке сожалеет и желает лишь одного — скорейшего мира. Через три месяца будет еще одна встреча с этими священниками, и станет ясно, что они вынесли из этой истории и какие сделали выводы.

Но «выводы из истории» Шульженок сделал уже вечером 9 февраля в Сети:

«Заскочил сегодня в родной приход, а у людей такие лица, словно они дьявола случайно вызвали… Очень порадовался за «коллег», которые осудили. Но на парней зла не держу. Шеф сделал все, чтобы оказаться не при делах. И он реально не при делах. В том числе он никогда не делал мне никаких замечаний… Благочестивые отцы, в следующий раз, когда будете пить, занавесив шторки, вспоминайте про меня».

Утром 10 февраля руководство церкви изменило решение о судьбах отца Павла и иерея Сергия:

— Петербургские священнослужители, ранее на три месяца отстраненные от служб, будут преданы церковному суду, — сообщили «Новой» в Санкт-Петербургской митрополии. — Дело диакона и иерея рассмотрит Епархиальный суд. Он вправе наложить каноническое прещение (наказание) в виде освобождения от должности, увольнения за штат, временного или пожизненного запрещения священнослужения, извержения из сана и отлучения от церкви.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow