СюжетыОбщество

Новая метла

Закон очистил улицы от дворников: требования, ужесточающие условия работы для гастарбайтеров, вступили в силу в самый неподходящий момент

Этот материал вышел в номере № 11 от 4 февраля 2015
Читать
Закон очистил улицы от дворников: требования, ужесточающие условия работы для гастарбайтеров, вступили в силу в самый неподходящий момент
Фото: PhotoXPress
Фото: PhotoXPress

В начале нынешнего года число въехавших в Россию мигрантов по сравнению с январем 2014-го уменьшилось на 70 процентов. Как полагают в ФМС, это связано с экономической ситуацией и ужесточением законодательства. Теперь каждый гастарбайтер обязан сдать платный экзамен по русскому языку, истории и основам законодательства, купить медицинскую страховку и патент. Работодатель, нанимающий иностранца, должен платить за него отчисления в Фонд социального страхования. По подсчетам Министерства труда и соцзащиты, «рабочий-иммигрант стал с 1 января на 30 процентов дороже, практически цена рабочей силы между российским работником и мигрантом выровнялась».

Покажут язык

В Саратовской области действует пока только один пункт сдачи комплексного экзамена для мигрантов — в госуниверситете. В коридоре многолюдно. Мужчина с пышными усами бархатным тоном гудит: «Жена не смогла на экзамен попасть, беременная она». Девушка в углу нервно мнет сиреневый шарфик, шарфик очень идет к ее черным волосам. На стуле у двери расположилась женщина средних лет. Услышав: «Валентина, еще подождите», — она смирно кивает.

Записаться на экзамен можно по телефону — и телефон центра довузовского образования звонит, не переставая. Экзамены начались 19 января и проходят каждую неделю по вторникам. В центре работают пять сертифицированных тестеров (это преподаватели, прошедшие курсы повышения квалификации в вузах российского тестового консорциума — МГУ, РУДН, институте русского языка имени Пушкина или Санкт-Петербургском государственном университете).

Экзамен нужно заранее оплатить. Тестирование для гастарбайтеров, желающих оформить патент или разрешение на работу, стоит 4900 руб. Для тех, кто хочет получить разрешение на временное проживание или вид на жительство, — 5300 руб., так как им предлагается больше вопросов. Соответственно, отличается длительность экзамена — 90 и 135 минут. Контрольные листы заполняются от руки, в аудиторию можно взять с собой только синюю ручку и паспорт.

Задания разбиты на три модуля — по русскому языку, истории и основам законодательства. Согласно требованиям Министерства образования, мигрант должен знать не менее 850 русских слов. Для проверки знания лексики и грамматики даны предложения с пропущенными словами, например: «Извините, … будет зарплата?» (варианты ответов: «сколько», «как», «когда»).

Для подготовки к проверке исторических знаний приведены 17 дат, обязательных для запоминания: список начинается 988 годом, когда было принято христианство на Руси, и заканчивается строчкой «с 2012 г. по н.в. президент В.В. Путин».

Самые занимательные вопросы собраны в модуле «Основы законодательства». Интересно, многие ли обладатели российского паспорта (имеющие также большой практический опыт проживания в РФ) смогли бы с ходу назвать верные ответы? «В чем заключается назначение полиции?» — а) в защите справедливости; б) в охране общественного порядка; в) в защите государственной власти от закона; «Как расшифровывается ФМС России?» — а) Федеральная медицинская служба России; б) Федеральная миграционная служба России; в) Федеративная миграционная служба России; «Кто обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре?» — а) никто; б) продавец; в) охранник; «Могут ли иностранцы, имеющие все необходимые документы, свободно передвигаться по России?» — а) да; б) нет; в) только в составе экскурсионных групп. И так далее…

Гастарбайтеры должны дать не менее 60 процентов правильных ответов по русскому языку и не менее 50 процентов — по истории и основам законодательства.

В России мигранту некогда готовиться к экзамену. Документы на получение патента нужно подать в ФМС в течение 30 дней с момента пересечения границы. За это время надо оформить временную регистрацию, сделать нотариально заверенный перевод паспорта, сдать анализы на наркоманию, ВИЧ и другие тяжелые заболевания, купить полис добровольного медицинского страхования, получить ИНН, заплатить налог за патент, а также успеть сдать экзамен и получить сертификат. По закону на выдачу сертификата отводится десять рабочих дней. Сертификат оформляют только пять вузов в Москве, Петербурге и Хабаровске, указанные в приказе Министерства образования, то есть готовые документы еще должны успеть довезти в регион.

Гости дорогие

«Ах, какие узбеки у нас были! До 40 процентов — с высшим образованием, и учителя, и врачи, и даже пара начальников РОВД с полковничьими погонами. Да и молодежь хорошая была, студенты, мы их на сессию отпускали, а потом обратно принимали», — вспоминает Наталья Босс, и.о. директора фирмы «Персей», предоставлявшей иностранный персонал для городского коммунального хозяйства.

Дворники-мигранты появились на саратовских улицах года три-четыре назад, и саратовцам это польстило: ну прямо как в столицах. Уборщиков было больше 200 человек. Коммунальные МУПы пользовались их услугами по договору аутстаффинга (аренды персонала). В таком случае организация-заказчик (которая использует работников фактически) юридически освобождена от хлопот при проверках контролирующих служб или трудовых спорах, так как не подписывает никаких документов с работником.

Общежитие, где жили саратовские дворники-мигранты, навещали члены региональной Общественной палаты. Иностранцы кивали перед телекамерами, подтверждая, что работают по двенадцать часов в день, имеют один выходной, получают 12—15 тысяч рублей и всем довольны.

«Мы им не только зарплату выдавали, но и предоставляли жилье, питание, спецодежду, налоги отчисляли, — говорит Наталья Николаевна. — Сейчас знакомые спрашивают меня: почему в городе так снежно и грязно? Я отвечаю: это уже не ко мне вопрос». Ее фирма больше не работает с коммунальными МУПами, так как не получила оплаты по договору.

Теперь «Персей» поставляет работников для «крупных предприятий области». В большинстве это граждане Украины. Уроженцам стран Средней Азии, национальные валюты которых не обвалились вместе с рублем, ехать на заработки в Россию стало менее выгодно, «а Украина к нам охотно едет, у них там вообще плохо с работой». Как говорит Наталья Николаевна, основной контингент — «бывшие военнослужащие, которые служили еще при СССР, они дисциплинированные, ответственные, с образованием, очень нам нравятся». Конечно, в Саратове они не дворниками работают, а кем — коммерческая тайна.

Как объясняют в городской администрации, уборщики-мигранты муниципалитету больше не по карману. «За последнее время повысился подоходный налог, появились страховые отчисления, патенты, в результате один иностранный рабочий по договору аутстаффинга обходится нам в 35—40 тысяч рублей. Это уже сопоставимо с расходами на россиянина, работающего по Трудовому кодексу: 18—22 тысячи рублей зарплата, плюс налоги и инвентарь», — говорит заместитель главы администрации Дмитрий Федотов.

Всего городу нужно 600 дворников. Имеется 150, из них 80 — мигранты, дорабатывающие по прошлогоднему контракту.

Человек редкой профессии

«Сегодня дали лестницу и послали черт знает куда — участки-то огромные. Два километра тащили эту лестницу, ведра, ломы», — рассказывает Александр и с рабочей гордостью показывает на козырьки подъездов, очищенные от сосулек. Александр Демидов — человек редкой профессии, дворник с российским паспортом. Утреннюю работу он уже закончил и «высиживает» до обеда: «Если вернуться в контору пораньше, еще чем-нибудь загрузят». После обеда Александр снова будет колоть лед, а после 17.00 «помчится чинить компьютеры». Александр 20 лет работал системным администратором.

По словам Александра, на 146 многоэтажных домов, входящих в ТСЖ, имеется 12 дворников, «поэтому убираемся мы точечно, там, откуда жильцы позвонили и пожаловались». В 7.45 утра нужно быть в конторе и получить инвентарь. «Перчатки я покупаю сам, казенных не хватает. Выдают «желтуху» — форменную жилетку, лопаты покупают самые дешевые, ломаются, как спички. Месяц ТСЖ не могло песок купить, денег не было, мы выскребывали последний, пополам с землей мешали и этим посыпали дворы».

«Хотите знать зарплату дворника? — спрашивает Александр и показывает смс с суммой: 3081 рубль. — Еще бывает премия три тысячи рублей, но нас почти всегда ее лишают, потому что люди падают на льду, звонят в контору и ругаются».

Как предполагает Александр, мигрантов стараются заменить осужденными к исправительным работам: «В нашем ТСЖ ни одного узбека или таджика не осталось. Большинство дворников на исправительных работах — злостные алиментщики и люди, которые не расплатились по кредитам, их осудили за мошенничество. С учетом ситуации в экономике таких, наверное, к весне станет еще больше».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow