РасследованияПолитика

Цензура эха

Отклонив жалобу «Эха Москвы» на предупреждение Роскомнадзора, суд создал прецедент — цензурирование прямого эфира

Этот материал вышел в номере № 9 от 30 января 2015
Читать
Отклонив жалобу «Эха Москвы» на предупреждение Роскомнадзора, суд создал прецедент — цензурирование прямого эфира
Изображение

В конце октября прошлого года Роскомнадзор вынес предупреждение радиостанции «Эхо Москвы» в связи с тем, что в передаче «Своими глазами» от 29 октября 2014 года содержалась информация, «оправдывающая практику военных преступлений» на Украине. Тогда главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов сообщил «Новой», что, несмотря на приятельские отношения с руководителями ведомства, он намерен разобраться в этой истории «цивилизованным способом» — через суд. Жалобу на предупреждение, вынесенное Роскомнадзором, глава радиостанции лично доставил в Таганский суд.

В начале этой недели стало известно, что суд признал законным предупреждение Роскомнадзора, вынесенное «Эху» за обсуждение в прямом эфире боев в аэропорту Донецка. Напомним, что в гостях у ведущих радиопрограммы — Александра Плющева и Софико Шеварднадзе — были два журналиста, активно освещающие российско-украинский конфликт. Среди них — корреспондент «Лос-Анджелес Таймс» Сергей Лойко. Именно он, по словам руководителя надзорного органа Александра Жарова, «заступил за красные флажки», а именно оправдал действия организации («Правый сектор»), которая по решению Генпрокуратуры признана экстремистской.

Венедиктов считает постановление Таганского суда «незаконным». По закону о СМИ (п. 4 ст. 57): редакция не несет ответственность за информацию, которая «содержится в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи». Однако юрист Роскомнадзора имеет другое мнение на этот счет. В ходе судебного заседания она заявила, что эфир был не прямым, а срежиссированным, поскольку «перед ведущим был раскрыт ноутбук и лежали листы».

«Аргументы Роскомнадзора абсолютно политические, — уверен Венедиктов. — Мы вместе с судьей просмотрели все сорок пять минут эфира. Всем было видно и слышно, как участники программы переходят из одной студии в другую, как объявляют время, как гости эфира слушают новости этого дня, а ведущий читает вслух эсэмэски от слушателей, полемизирующих с высказываниями журналистов». По его словам, решение судьи Юлии Смолиной (к слову, юристы «Эха» изучили практику ее работы — она «постоянно отказывает тем, кто судится с госорганами») беспрецедентно, поскольку никогда до этого российский суд не поддерживал предупреждения, вынесенные за прямой эфир.

Венедиктов сделал попытку объяснить руководителям надзорного ведомства, что решение, подготовленное их юристами, сделано с нарушениями. Но на все свои замечания он получал один и тот же ответ: «Леш, ну выигрывай в суде, если все так неправильно». «Это первый случай за многие годы, когда я встретил понимание, но не встретил решения, — отмечает главный редактор «Эха». — Именно поэтому я делаю вывод, что его выносил не Роскомнадзор. Невозможно, чтобы профессиональные люди, специализирующиеся на холодильнике, говорили, что лед жареный, а температура его выше ста градусов».

Юристы «Эха» в понедельник получат на руки мотивировочную часть постановления суда, после чего подготовят апелляционную жалобу в Мосгорсуд.

Напомним, что по Закону о СМИ, если СМИ получает второе предупреждение в течение двенадцати месяцев, то Роскомнадзор сможет подать иск в суд о лишении его регистрации.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow