СюжетыОбщество

Боль прорвалась

Муки больных людей попали наконец в срочные планы действий тех, кто принимает решения государственной важности

Этот материал вышел в номере № 5 от 21 января 2015
Читать
Официальные лица сообщают, что «за последние два года доступность наркотических анальгетиков для граждан существенно возросла». Я решила составить памятки, которые, возможно, хоть чем-то помогут страждущим

Официальные лица сообщают, что «за последние два года доступность наркотических анальгетиков для граждан существенно возросла». Рассказывают о нормах: «…Каждый человек, страдающий болевым синдромом, должен иметь возможность получить адекватное обезболивание. Это непреложное требование современной медицины». Перечисляют уже снятые препоны на пути к этим нормам и говорят о проектах новых приказов и законов, которые еще больше облегчат ситуацию. Из всего, что уже, действительно, было сделано административно, но почему-то пока не работает, я решила составить памятки, которые, возможно, хоть чем-то помогут страждущим.

Памятка № 1

Накануне Рождества, 6 января покончил с жизнью генерал-лейтенант ВВС в отставке Анатолий Кудрявцев. Причину он объяснил в предсмертной записке: «…нестерпимая боль». У генерала был рак желудка 4-й степени, очевидно, что адекватного обезболивания человек не получал.

В ту же ночь президент фонда «Вера» Нюта Федермессер обратилась к родственникам пациентов и самим больным, испытывающим серьезные трудности с получением обезболивающих препаратов по месту жительства. Пришло 123 письма. Только в 23 из них содержалась необходимая информация об округе, поликлинике, диагнозе и проблеме. И они были тщательно проанализированы. Выяснилось, что самое большое количество жалоб — 20% — касалось отказа в выписывании обезболивания, 13% жаловались на отсутствие адекватного обезболивания, 16% — на длительную процедуру получения рецепта, 9% — на незнание врачом процедуры выписки рецепта. Кроме того, были жалобы на грубое отношение со стороны персонала.

Этот материал послужил основанием для серьезных действий. 9 января сотрудники линейного контроля департамента здравоохранения Москвы проверили несколько поликлиник. В рейде приняли участие директора благотворительных фондов «Вера» и «Подари жизнь». По его результатам в Первом московском хосписе состоялся брифинг.

— По итогам поездки мы поняли, что необходимо проводить семинары, обеспечивать поликлиники информационными брошюрами. Врачам недостает знаний по обезболиванию, но им также недостает и знаний административной составляющей выписки рецепта, врачи не знают приказов, — сказала на брифинге Нюта Федермессер. — …Важно, чтобы информированы были все участники цепочки, в том числе пациенты. Практически никто из них не знает о существовании приказа, запрещающего выписывать из стационара накануне праздников и длительных выходных пациентов с болью, а этот приказ есть.

ЗАПОМНИТЕ:

Памятка № 2

— Мы считаем очень важным информировать не только врачей, но и самих пациентов об алгоритме их действий, — подчеркнул на брифинге заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы Андрей Старшинин. — Люди должны знать, куда им обратиться, куда пойти и в каком порядке что делать, когда необходимо получить такую помощь. Мы готовим приказ, который упростит процедуры, связанные с обеспечением обезболивающими препаратами. Будет разработан алгоритм действий врачей, сталкивающихся с необходимостью выписки таких препаратов, и что еще крайне важно: будет создана преемственность стационарного и амбулаторного этапов помощи пациенту.

Известно, что этот приказ готовится по инициативе главного врача Первого московского хосписа Дианы Невзоровой. Но пока он готовится, важно знать, что уже сейчас есть приказ Минздрава России № 1175, где говорится о необходимости обеспечения пациента обезболивающими препаратами на 5 дней после выписки. А это и есть начало «преемственности стационарного и амбулаторного этапов помощи пациенту».

ЗАПОМНИТЕ:

Памятка № 3

Тот же приказ № 1175 Минздрава России дает право любому лечащему врачу единолично выдавать рецепт на наркотик. Сейчас многие доктора, чтобы не принимать на себя всю ответственность, вынуждают пациентов собирать несколько «разрешающих» подписей. На это уходят нервы и время, на это ушла надежда контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, он застрелился именно в тот день, когда его супруге не хватило одной подписи. После многочасового выстаивания в очередях к разным врачам она вернулась домой без рецепта на обезболивающие средства.

— Во время проверки мы увидели все то же, что знали раньше. Мы увидели врачей, которые признаются, что им неудобно самостоятельно без согласования с онкологом назначать наркотические препараты, и они хотели бы заручиться вторым мнением, — сказала на брифинге директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.

ЗАПОМНИТЕ:

Памятка № 4

Рейд по столичным поликлиникам показал, что подавляющее большинство нуждающихся в обезболивании пациентов принимают ненаркотические средства. Чаще всего им выписывают «трамал».

— Это не всегда означает, что им помогают эти обезболивающие, — сказала Нюта Федермессер. — Это означает, что у врачей есть большой страх перед выпиской наркотических средств, а также и у самих не информированных пациентов и их родственников есть страх такую помощь просить и принимать.

Почему так происходит? Я уже приводила в одной из публикаций исчерпывающий ответ на эту тему главного врача Самарского хосписа Ольги Осетровой. Вместе с коллегами она провела опрос среди онкобольных и их родственников. Анализ ответов дал несколько групп, одна из самых крупных — доверчивые, законопослушные люди. Когда боль достигает предельного порога, они спрашивают у доктора: «Что делать?» И часто слышат в ответ: «Ну а как вы хотели, у вас же рак, это больно всегда. Наркотики колоть плохо, станете наркоманом. Терпите!»

Еще в одной публикации Екатерина Чистякова рассказывала о своем онлайн-опросе врачей и пациентов:

— Страх врачей перед ФСКН прослеживается отчетливо, хотя есть в нашей анкете и прямо противоположное явление: человек готов скорее терпеть боль, чем сам смысл слова — «наркотик». Таких больных у нас 18%. Из ответивших нам 14% объяснили, что боятся привыкания, зависимости. 25% боятся, что прием наркотических препаратов ускорит их смерть. И ровно столько же опасаются, что прием этих препаратов сделает их психически неадекватными, они перестанут быть собой. Хотя на самом деле люди перестают быть собой от боли, которая лишает и сил, и адекватности. Лекарственные наркотики не приводят к зависимости, к неадекватности, там нет пиковой дозы.

— Удалось сделать очень многое. Но приказы, федеральный и московский, часто не выполняются. Часто врачи не назначают морфин, так как боятся проверок ФСКН, неадекватно оценивают интенсивность боли пациента, не учитывают его психоэмоциональное состояние, не знают о вышедшем приказе, не знают, как оформлять рецепты, — сказала Нюта Федермессер.

Итак, смотрите, что происходит: Минздрав принимает приказы, которые могли бы облегчить ситуацию, но врачи о них не знают. Из страха перед ФСКН они запугивают больных: «…наркотики колоть вредно, станете наркоманом». Происходит удвоение страха, который приводит человека к невероятным пыткам болью.

ЗАПОМНИТЕ:

Памятка № 5

Люди, застигнутые болью, редко жалуются. Самарский врач Ольга Осетрова рассказывала, что у них просто нет сил куда-то идти, требовать. Но силы у родст­венников тяжело больного человека заканчиваются тогда, когда вокруг абсолютная безнадега. Когда нет смысла что-либо предпринимать. Сегодня это не так. Бейте во все колокола, и вы будете услышаны, потому что больше нет той глухой стены, что была до выстрела контр-адмирала Апанасенко. Чувствительность к теме, ее понимание есть теперь у чиновников разных уровней. Да и врачи не меньше, чем ФСКН, боятся случаев суицида по причине необезболивания на своем участке. Не молчите! Жалуйтесь! Сейчас вопросы удается решать хотя бы с помощью ручного управления. Пусть управляют вручную!

…В конце декабря врачам, которые бились за жизнь пятилетнего Егора с диагнозом «нейробластома», стало ясно, что речь об излечении больше идти не может. Ребенка выписали домой. 15 января в Facebook сотрудница фонда «Вера» Лида Мониава написала о том, что боль подступила к малышу 3 января. Праздники… Через день она стала невыносимой настолько, что он даже в беспамятстве плакал. Мама пошла в первый же рабочий день в детскую поликлинику в Мытищах. Ее направили во взрослую поликлинику там же. Оттуда — в местное управление здравоохранения. Там сказали, что «морфина в Мытищах нет просто физически», но, вероятно, он появится в следующий понедельник. «Егор страдает уже 10 дней, если ждать следующего понедельника — будет 15 дней. Ищем связи в Минздраве», — написала Лида.

Прочитав это, многие подключились к решению проблемы. И уже буквально через день Лида написала: « …Сегодня утром к Егору приехала лично министр (мама не очень поняла, какой именно) вместе с главным врачом взрослой поликлиники. Через несколько часов приехали главный врач детской поликлиники и районный педиатр, привезли с собой 10 ампул морфина — запас на 2 дня. Поставили нашу подкожную помпу для круглосуточного введения морфина. Обещали, что сегодня вернутся и привезут еще морфин на выходные. Обещали, что педиатр от поликлиники будет приходить к Егору каждый день, а маме (она на 8-м месяце беременности) не нужно будет самой ходить по поликлиникам за рецептами: морфин будут приносить им домой. Егор пока очень плачет, кричит и умоляет к нему не подходить, но мы надеемся, что скоро обезболивание подействует, боли уменьшатся, и Егору будет лучше.

Спасибо огромное всем, кто участвовал в этой истории, звонил, искал связи и обращался в Минздрав. Спасибо большое министру здравоохранения РФ, министру здравоохранения области. Я знаю, что это их работа, чтобы система работала, но, если бы они не включились, Егор остался бы без морфина на выходные, и я им очень благодарна за личное участие, за то, что звонили мне вчера до 12 ночи, а рано утром уже были у Егора.

У нас сейчас 4 подопечных ребенка с онкологией и болевым синдромом получают морфин через свою районную поликлинику без проблем. Грустно, что в Мытищах обезболивающее для Егора оказалось делом государственной важности, и решать проблему пришлось министру здравоохранения…»

НЕ МОЛЧИТЕ!

P.S. Подробности о брифинге читайте на сайтах благотворительных фондов «Вера» и «Подари жизнь».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow