СюжетыКультура

Не пропустите то, что не пропускают

«2morrow/Завтра» — смотр наиболее заметных картин года, которые не выйдут в российский прокат

Этот материал вышел в номере № 3 от 16 января 2015
Читать
«2morrow/Завтра» — смотр наиболее заметных картин года, которые не выйдут в российский прокат

Кадр из фильма «Ай Вэйвэй: Фейковое дело»

С 20 по 25 января в Москве пройдет один из самых интересных показов мирового кино. Руку помощи Международному фестивалю современного независимого кино «2morrow/Завтра» протянул московский департамент культуры. Показы и встречи проведут в одном из старейших музеев столицы — Музее Москвы (соорганизатор фестиваля)

Восемь лет этот фестиваль пытается стереть черту между экспериментом и мейнстримом. Познакомить зрителя с фильмами, отмеченными на главных мировых форумах: Берлин, Канны, Венеция, Сан-Себастьян, Локарно, Торонто. Но в этом году у «2morrow/Завтра» особая миссия. После того как основные дистрибьюторские компании арт-кино были вынуждены уйти с российского кинорынка, в кинотеатрах обнаружился необычайный дефицит авторского кино. Сегодня фестивальная площадка — чуть ли не единственная возможность увидеть то, что создано в арт-хаусе за год.

Что смотреть

В Конкурсной программе не пропустите фильм молодого итальянского режиссера Аличе Рорвахер «Чудеса» , завоевавший ряд призов на международных фестивалях (в том числе Гран-при в Каннах). Режиссер Аличе Рорвахер — надежда итальянского кино. Ее младшая сестра играет 14-летнюю Джельсомину. Имя феллиниевской героини из «Дороги» вряд ли случайно, новая Джельсомина в резиновых сапогах — смешная, неуклюжая, как говорят, «со сдвигом». Живет на обветшалой ферме с родителями и тремя сестрами. Главная помощница отца, она работает на пасеке с ночи до зари, предпочитает мечту реальности и руками ловит солнечные лучи. Рорвахер трансформирует роман взросления в поэтическую балладу. А в тихую трагедию умирающих маленьких ферм подкладывает детонатор — иронию. В фальшивом телевизионном шоу беловласая теледива Фея (Моника Белуччи) должна выбрать самое «чудесное» из фермерских хозяйств. Семья Джельсомины проиграет. Но изо рта Золушки с феллиниевским именем вылетят пчелы. Все потому, что, как поется в битловской песне, на ее губах останется вкус меда…

«Party Girl» (приз «Золотая камера» за лучший дебют и Приз за актерский ансамбль в Каннах). Анжелика — одна из «клубных девушек» Гоу-Гоу — танцовщиц, развлекающих завсегдатаев баров. Обветшалой «маркизе ангелов» за 60, но она, неугомонная, продолжает работать танцовщицей. И когда ей улыбнется удача: бывший шахтер Мишель предложит выйти за него замуж, Анжелике будут завидовать подруги. Да и взрослые дети (все от разных отцов) рады за непутевую. Наконец-то грядет благостная старость в окружении близких. Одно лишь мешает жовиальной бабенке-Яге — неуверенность в собственных чувствах и повышенный градус витальности.

Главный магнит фильма — Анжелика. Не актриса, а настоящая лучезарная тетенька. Во многом это ее личная история. Документальное в этом кино насмерть пристрочено к игровому. Картина отличается зашкаливающей эмоцией, искренностью, импровизационностью, будто камеры и огромной съемочной группы не существовало вовсе.

В секции Tomorrow , как всегда, работы молодых, рисковая игра с киноязыком и жанрами. Один из главных фильмов — камерная драма «10.000 Км» испанского режиссера Карлоса Маркет-Марсета. Двое. Она в Барселоне, он в Лос-Анджелесе. Виртуальная связь + эсэмэски — единственная возможность сохранить вынужденно разорванные отношения. Можно ли поддерживать ток чувств посредством скайпа? Режиссеру удается создать легкую тонкую ткань эмоциональной связи. В главной роли британская певица и актриса Наталия Тена. «Я хотел исследовать то, как инструменты, используемые кинематографом — камера и экран, — стали способом общения с другими. Кино перестало просто показывать человеческие отношения — оно стало их внутренним механизмом», — говорит режиссер.

Программа «Офсайд» сконцентрирована на работах студентов мастерской Александра Сокурова из Кабардино-Балкарского государственного университета. Эти студенческие работы уже привлекли внимание фестивальных отборщиков. В том числе Локарно. Александр Сокуров: «Молодые люди поступают на курсы, не имея опыта кинопроизводства, влекомые только страстью. Мы изучаем мировую литературу, драматургию, театр. Эти молодые люди уже готовятся сделать свои полнометражные фильмы, а в этой программе вы увидите их первые шаги, которые внушают нам большие надежды».

В программе Horror/Humor фильмы противоположных направлений — ужасы и комедии, но все в интерпретации автора. Отборщики стремятся показать, что и в арт-кино умеют мастерски пугать и смешить. «Спокойной ночи, мамочка» — режиссерский дебют сценариста и жены Ульриха Зайдля Вероники Франц, в соавторстве с Северином Фиала. Экзистенциальная борьба за индивидуальность и доверие, разыгранная братьями-близнецами и их перебинтованной матерью в стенах одинокого дома.

В программе «Гала-премьера» обратите внимание на «Форс-мажор» (второе название фильма — «Турист») шведского режиссера Рубена Остлунда (Приз жюри в программе «Особый взгляд» в Каннах). На первый взгляд он кажется рядовой семейной драмой, но Остлунд превращает фильм в исполненный иронией психотриллер. Идеальная семья. Двое детей. Здоровый образ жизни. Чудесный зимний отпуск. Открыточные пейзажи. Пока на эту идиллию не свалится снежная лавина. Остлунд вдохновился роликом в YоuTube: на ресторанной террасе горнолыжного курорта люди безмятежно обедают, только обедают… А в это время со склона начинает сходить лавина. Кто-то пытается снять впечатляющее зрелище. Но через секунду начинается паника.

Секунды ужаса для режиссера — лишь импульс к управляемому полету основного сюжета всех его фильмов: тончайшей прихотливой вязи взаимоотношений людей. Он исследует форс-мажоры во внутреннем мире отдельно взятого человека. Остлунда интересуют не сами события, но то, что происходит «между»: драма, растертая в пыль повседневностью. Любимое занятие режиссера — ставить зрителя в положение случайного свидетеля чужой жизни. Фильмы оказываются «добровольно-принудительной игрой», в которую режиссер нас втягивает. Можно склеить треснувшие отношения? Да? Нет? В этом напитанном юмором кино не отыскать однозначных ответов. Поэтому разные зрители смеются в разных местах действия.

И наконец, фильм Открытия«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» — финал трилогии («Песни со второго этажа», «Ты, живущий») талантливого шведского художника Роя Андерссона («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля). Трагикомедия с сильным абсурдистским уклоном. Среди героев клоуны и заурядные обитатели Гетеборга. 39 самодостаточных эпизодов собраны на живую нитку клоунады. Условный Дон Кихот и его верный Панса связывают разрозненные эссе в красочный парад-алле. Странные диалоги сливаются в поток размышлений о смысле человеческого существовании. Воспоминания, сны, мечты, правда, вымысел — воздушные гимнасты на неустойчивом батуте, построенном Андерcсоном. Герои жонглируют челюстью вампира, резиновой маской однозубого человека, холщевым хохочущим мешочком. А Карл XII, воодушевленный перед битвой под Полтавой, заглядывает в современный бар.

Андерссон — наследник по прямой не только Дикса, Беккета и Хоппера, но и комиков немого кино. Чистой воды образчик утраченного кинематографа как искусства. Кто-то из американских критиков назвал взгляд Андерссона не только дистанцированным, но — удаляющимся. При этом, как в любом подлинном произведении искусства, автор пристально вглядывается в современность, из нее черпая краски смеха, ужаса, безнадеги для своего театра абсурда.

Впрочем, прав рецензент The Telegraph: «Зачем писать что-то о фильме Роя Андерссона? С таким же успехом можно танцевать о профитролях. Его можно только смотреть, вооружившись сачком, и пытаться поймать свою душу, взмывшую под потолок».

И еще важно сказать об одной картине, попавшей в болевую точку времени. «Джеки в царстве женщин» режиссера Риада Саттуфа. Редкий образец злободневного, при этом творческого высказывания. Это ироническая антиутопия. События происходят в Демократической Республике Бубун, где царит военная диктатура и правят женщины. А мужчины не снимают хиджабы. Важно сказать, что Риад Саттуф, режиссер сирийского происхождения, известный во Франции комиксист. Активно сотрудничавший с журналом Charlie Hebdo.И не считающий, что право художника на свободу имеет национальные ограничения.

Прямая речь

Ольга ДЫХОВИЧНАЯ, директор фестиваля «2morrow/Завтра»:

— В этом году в связи с разнообразными сложностями мы были вынуждены разделить фестиваль на две части. Первый мини-показ состоялся в декабре в кинотеатре «Фитиль». Сейчас вторая часть, которой мы подводим итог фестивального года. Буквально через несколько дней после нашего закрытия вновь заработает фестивальная машина: Роттердам, Берлин…

Поначалу мы боялись не собрать убедительную программу российских премьер известных в мире картин. Но наше время поразительно несправедливо к авторскому кино. Ведь раньше наши показы были лишь прологом к прокату картины. И вот в этом году — впервые! — предложение штучных, качество авторских работ оказалось шире и разнообразнее, чем в предыдущие годы. Вроде бы мы должны радоваться, что наши показы становятся эксклюзивными. Но меня эта ситуация печалит. Совершенно непонятно, как можно было прокатчикам проигнорировать такие фильмы, как « Форс-мажор», « Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни», « Party - Girl » . Но они не куплены! Любопытен феномен работ учеников Александра Сокурова. Метод Александра Николаевича удивителен. Он запретил им смотреть свое кино, чтобы не было попытки подражания. Сработало. Вы увидите фильмы, совершенно разные по стилистике, по почерку. Сейчас у зрителя есть редкая возможность их посмотреть. Мы продаем билеты на все сеансы, даже на фильм Открытия. Приходите!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow