СюжетыПолитика

«Прекратите огонь!»

Российские и украинские военные готовы к совместному патрулированию территории Донбасса

Этот материал вышел в номере № 145 от 24 декабря 2014
Читать
Российские и украинские военные готовы к совместному патрулированию территории Донбасса

Российские и украинские военные уже почти три месяца вместе пытаются добиться соблюдения Минских соглашений в Донецкой и Луганской областях. Пока не удается достигнуть даже прекращения огня — военные фиксируют от 20 до 40 случаев стрельбы каждый день и из-за этого не могут приступить к совместному патрулированию границы между Украиной и самопровозглашенными республиками.

Несмотря на очередные договоренности о прекращении огня, достигнутые 9 декабря, в Донецке каждый день слышна стрельба. Если судить по звуку, в районе Донецкого аэропорта используется не только стрелковое оружие, но и минометы.

Перестрелками сопровождалась ротация украинских военных, которые контролируют новый терминал в Донецком аэропорту, а также вывоз раненых. И это притом что операции были согласованы обеими сторонами конфликта. Тем не менее российские и украинские военные, которые следят за соблюдением Минских соглашений в зоне АТО, отмечают, что сам факт проведения ротации уже можно считать серьезным успехом.

Офицеры Вооруженных сил России и Украины работают в Донбассе в рамках совместного центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разведения сторон. Ротация в аэропорту — результат их работы.

Совместный центр был развернут 28 сентября в Дебальцеве (этот населенный пункт находится на полдороге между Донецком и Луганском, но контролируется украинскими военными). Тогда в составе центра работало всего 46 человек: 26 — с украинской, 16 — с российской и по 2 человека — со стороны «отдельных районов» Донецкой и Луганской областей — именно так принято называть в центре самопровозглашенные республики.

Среди российских и украинских офицеров, которые входят в состав центра, прошло уже две ротации. За три месяца, которые прошли с момента создания центра, его состав был серьезно расширен. Сейчас в него входят 75 офицеров с украинской и российской сторон, а также 11 представителей «неподконтрольной Украине территории» (еще одна формулировка, которую используют военные совместного центра).

Помимо штаба в Дебальцеве у центра существуют 16 рабочих групп. В каждую входят по 2—3 офицера из России и Украины, кроме того, почти во все включены по одному представителю самопровозглашенных республик. 8 групп контролируют соблюдение Минских соглашений на украинской территории, 8 — на территориях, занятых ДНР и ЛНР.

Офицеры не скрывают, что сталкиваются со сложностями при работе в самопровозглашенных республиках. До сих пор не решены вопросы с обеспечением техникой и связью. Работу на подконтрольных Украине территориях, по их словам, вести несколько проще.

«Несмотря на формально установленное перемирие, до сих пор не прекратилась стрельба. Мы фиксируем от 20 до 40 случаев в день. Люди продолжают погибать, — говорят офицеры, которые просят не называть их фамилий. — Не только военные, но и гражданские». По их данным, в среднем до 5 раз в сутки участники конфликта прибегают к использованию артиллерии. «Но прекратилось использование РСЗО (реактивных систем залпового огня. — З. Б). За последнее время мы фиксировали всего один такой случай».

Украинские и российские офицеры не могут объяснить, почему стороны конфликта продолжают нарушать перемирие: «Обычно ссылаются на провокации». Но констатируют, что расследовать случаи стрельбы с украинской стороны, естественно, проще: «Есть командиры, есть приказы, почти всегда можно установить, сколько снарядов использовалось и почему».

Военные говорят, что их главная задача — контроль за прекращением огня, контроль за отводом тяжелого вооружения и контроль за отводом подразделений с линии соприкосновения воюющих сторон. Но они не могут приступить к нормальной работе до тех пор, пока на юго-востоке не будет тишины. «Мы можем и сейчас выехать на совместное патрулирование, но понимаем, что нашу машину могут просто расстрелять — не одна, так другая сторона».

Тем не менее офицеры говорят, что могут способствовать прекращению огня. Спрашиваю, каким образом. Отвечают: «Переговорами. На уровне человеческих отношений. Начинается стрельба, и мы начинаем звонить и требовать прекратить огонь, и это помогает. Пока наш главный рабочий инструмент вот такой», — и один из военных достает из кармана мобильный телефон. Пока в центре не могут точно сказать, когда приступят к совместному патрулированию, несмотря на то, что несколькими днями ранее журналисты сообщали о том, что первый такой патруль может состояться 28 декабря.

«Мы готовы выйти в патруль через 48 часов после того, как зафиксируем ноль случаев нарушения перемирия. Но будем реалистами: вряд ли это удастся сделать до нового года».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow