СюжетыЭкономика

Ну озеро, ну еще сто грамм…

Стоит ли «опускать Байкал», чтобы оправдать управленческое бессилие?

Стоит ли «опускать Байкал», чтобы оправдать управленческое бессилие?
Изображение

9-10 декабря в Москве проходит заседание Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал. Иркутские власти в очередной раз предлагают «опустить» Байкал ниже природоохранной нормы. В течение предыдущих 15 лет это происходило в порядке взаимопомощи с компанией Дерипаски «Иркутскэнерго», владеющей каскадом ГЭС. В этот раз они просят всего 20 сантиметров Байкала чтобы, спасти от холода и тьмы 200 тысяч жителей Ангарск и, наконец, наполнить Богучанское водохранилище.

26 ноября зампред правительства РФ Аркадий Дворкович провел совещание, посвященное внесению поправок в знаменитое Постановление Правительства РФ №234 от 2001 года «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности», которое утвердило разрешенный метровый диапазон колебаний уровня озера. Постановление призывало оградить Байкал от произвола энергетиков, беззастенчиво задиравших и опускавших его уровень для обеспечения максимальной выработки электричества. Против предложения иркутян о снижении нижней отметки на 20 см выступил только министр природных ресурсов Бурятии Юрий Сафьянов, задавая резонные вопросы: о причинах отсутствия экологического мониторинга последствий регулирования стока; о компенсации ущербов, наносимых при снижении уровня природе и населению; о необходимости внести в правила использования Иркутского водохранилища полноценные экологические требования к работе ГЭС.

Меж тем обсуждаемая проблема — во многом дело рук самих иркутских энергетиков и водохозяйственных чиновников. Пытаясь выполнить поручение главы государства о завершении создания Богучанской ГЭС, и энергетики, и водохозяйственные службы стремились спустить вниз по Ангаре как можно больше воды, чтобы наполнить водохранилище. Отдаленный полугодовой прогноз обещал обильный паводок летом 2014 года, а в январе-мае авансом через турбины Иркутской ГЭС лилось около 2000 кубометров в секунду – максимум разрешенного правилами эксплуатации. Летом спохватились: дождей нет и краник закрутили до 1500 м3/сек, и все равно — в результате в августе 2014 года уровень Байкала был примерно на полметра ниже от нормативного значения. Нынешний рекордно низкий уровень Байкала — 456 метров 22 сантиметра — является результатом целенаправленного слива, а вовсе не только дефицита осадков, на который ссылаются все официальные инстанции.

В конце сентября 2014 года в режим постоянной промышленной эксплуатации были переведены гидроагрегаты № 7 и № 8 Богучанской ГЭС на реке Ангара мощностью 333 МВт каждый. Совокупная проектная мощность восьми действующих агрегатов составляет 2667 МВт. Ввод в работу последнего девятого гидроагрегата запланирован на конец 2014 года.

К октябрю из-за снижения выработки ГЭС цены на электроэнергию в сибирском регионе сравнялись с ценами в Европе и на Урале, хотя по всем нормам электроэнергия в Сибири должна стоить на 30% меньше. Низкий уровень воды заставил Енисейское бассейновое водное управление ограничить расход через Иркутский гидроузел до 1300 кубометров в секунду. В «Иркутскэнерго» считают, что в связи с этим недовырабатывают на ГЭС один миллиард кВт-ч. Это около 700 миллионов рублей по ценам 2013 года.

Энергокомпания заручилась поддержкой водников и просила Минприроды снизить уровень Байкала на 20 см. Однако в октябре многочисленные СМИ сообщили, что министр природы Сергей Донской отказал в спуске озера, отметив, что «Байкал является природным объектом и модельной территорией для реализации принципов устойчивого развития и гармонизации взаимодействия общества и природы в интересах будущих поколений, а также для внедрения новейших технологий мониторинга и снижения негативных воздействий на природу».

Директор Лимнологического музея Владимир Фиалков тогда согласился с мнением Донского, заявив, что энергетики настояли на изменении режима стока Байкала ради большей выработки.

24 октября к лоббированию срочно подключили науку. Замдиректора по науке Института географии СО РАН Леонид Корытный сообщил ТАСС, что решить проблему энергетиков позволил бы пропуск воды в Ангару со снижением уровня воды в Байкале примерно на 20 сантиметров, что вполне безопасно для экосистемы озера.

— Это совершенно не критично. Байкал переживал и гораздо более серьезные колебания, — отметил Корытный. — К примеру, при строительстве Иркутской ГЭС его уровень поднялся на один метр.

Именно создание Иркутской ГЭС, празднующей в эти дни 55-летний юбилей, является самой черной страницей в саге о взаимоотношениях человека и Байкала. Плотина подперла озеро, вызвав затопление полутысячи квадратных километров и болезненную перестройку всех прибрежных экосистем. В течение полувека озеро с трудом приходило обратно в равновесие, приспосабливаясь к новому техногенному водному режиму. Российское правительство попыталось помочь этому, ограничив искусственные колебания уровня диапазоном в 1 метр, но забыло предусмотреть редкие, но неизбежные выходы естественных колебаний за эти пределы.

Кроме того не были нормированы время наступления минимумов и максимумов, скорость подъема и спада воды, защита от резких перепадов уровня и другие «мелочи», невероятно важные для тысяч видов, населяющих Байкал. За 15 лет со времени внесения Байкала в список объектов Всемирного природного наследия так и не была создана программа мониторинга, позволяющего отслеживать реакцию экосистем на уровенный режим озера, без чего совершенствование управления невозможно. В новые правила использования водных ресурсов Иркутского водохранилища не вошли ни программа экологического мониторинга, ни детальная экологическая регламентация колебаний уровня, именно поэтому на слушаниях в Бурятии летом 2014 года проект ПИВР рекомендовали переработать.

Иркутский губернатор Сергей Ерощенко, чтобы выжать 20 сантиметров Байкала, нашел более эффективный способ убедить министра Донского: «…(при снижении расходов ниже 1350 м3/сек) уровень воды в приемных устройствах водозаборных сооружений, расположенных в нижнем бьефе Иркутской ГЭС, опустится ниже минимально допустимого. Остановится работа водозаборных сооружений ТЭЦ-10, ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Ангарский электролизный химический комбинат», расположенных в городе Ангарске Иркутской области. Без воды, электроэнергии и отопления может остаться более 200 тысяч человек. По оценке специалистов размер вероятного ущерба может составить более 200 миллионов рублей в сутки. Чрезвычайная ситуация, вызванная прекращением водоснабжения города Ангарска, его населения и промышленных предприятий, достигнет федерального уровня».

Эти данные услужливо подтверждает Росводресурсы, подчеркивая, что для поддержания минимально необходимых расходов и уровней воды фактический полезный объем воды в озере будет израсходован в феврале 2015 года. И для обеспечения устойчивого водо-, тепло- и энергоснабжения населения и промышленных предприятий может потребоваться дополнительное использование водных ресурсов Байкала в объеме порядка 6 км3, что приведет к снижению отметок уровня озера на 10-20 см.

Однако все эти утверждения требуют независимой проверки. Есть вероятность, что новые прогнозы и расчеты водников сделаны со столь же грубыми допущениями, как и те, что в начале года позволили спустить из Байкала полметра «лишней» воды и вызвали современный «кризис». Между тем, снижение уровня Байкала зимой на 20 сантиметров ниже обычного неизбежно вызовет множество негативных последствий. Например, массовые заморы рыбы на мелководьях, гибель массы водных беспозвоночных вследствие перемерзания и пересыхания мест их обитания. Водоплавающие птицы весной отложат яйца на оголенном дне и их гнезда будут затоплены при подъеме воды. Начнется иссушение и возгорание прибрежных торфяников и т.д.

Водники также предложили возмутительный и, по сути, противоправный проект о внесении изменений в ранее упомянутое Постановление Правительства №234 от 2001 года, в котором предложено «в условиях экстремально маловодных лет в бассейне озера Байкал» гарантировать водо-, тепло- и энергоснабжение населения и объектов экономики в бассейне Ангары за счет спуска уровня Байкала ниже установленного предела ….

Размытые формулировки проекта постановления, разрешающие снижение минимально допустимого уровня Байкала ниже отметки 456 метров без каких-либо поясняющих количественных критериев и показателей, не имеют достаточного обоснования и могут стать источником коррупционных проявлений. Предполагается, что в любой объявленный маловодным год удовлетворение за счет Байкала любых «минимальных» экономических нужд ниже по течению, что открывает широкие возможности для ГЭС господина Дерипаски и других хозяйствующих субъектов.

Сегодня несколько природоохранных организаций направили срочное письмо министру Донскому, в котором, в частности, сказано, что предлагаемое понижение уровня не вписывается в природные циклы водного режима уникальной экосистемы озера и нанесет урон этой экосистеме, ссылаясь на приоритет сохранения биоразнообразия Байкала, закрепленный в ряде международных соглашений РФ.

По мнению организаций, поскольку сопроводительная обосновывающая документация не оценивает возможные негативные последствия и риски для Байкала, данное предложение должно быть отклонено на основании принципа презумпции экологической опасности.

Скоро станет известно, удастся ли отправить данный проект на полноценную экологическую экспертизу или его чиновные авторы срочно продавят слив Байкала под благовидным предлогом «спасения 200 тысяч человек» от ранее допущенного головотяпства.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow