СюжетыКультура

Москва — это конец света!

На Новой сцене Большого театра отметили 50-летие первых исторических обменных гастролей ГАБТа и Ла Скала

Этот материал вышел в номере № 129 от 17 ноября 2014
Читать
На Новой сцене Большого театра отметили 50-летие первых исторических обменных гастролей ГАБТа и Ла Скала

Два крупнейших театра мира почти ровесники. Большой ведет свою историю с 1776 года, миланский театр Ла Скала — с 1778-го. Однако история их отношений в чем-то напоминает стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» — там, где в конце про далекую прекрасную пальму. И вот осенью 1964 года звезды сошлись так, что произошло нечто по тем временам невероятное: театры съездили в гости друг к другу и «поменялись» зрителем — к всеобщему величайшему удовольствию.

Судя по документальным кадрам в начале юбилейного вечера, открытия с обеих сторон были неожиданные. Наша страна была фактически отрезана от мира, и одна из участниц гастролей, Мирелла Френи, потом вспоминала: «Казалось, что Москва — это конец света!» Наши же артисты, приехавшие в Милан, впервые осознали, что есть свет большой, разнообразный, похожий на наш разве что пышностью сценических декораций. С тех пор все изменилось. Потом изменилось еще раз, и еще… Последняя гастроль Ла Скала в Москве состоялась в 2012 году («Дон Жуан» Моцарта) и уже вовсе не была потрясением.

Френи за эти полвека бывала в Москве не однажды; собиралась приехать и теперь: ведь концерт был задуман как совместная акция Академии театра Ла Скала, Академии бельканто М. Френи и Молодежной оперной программы Большого театра с участием нескольких маститых солистов. Однако из-за болезни великая певица прислала лишь приветственную телеграмму.

Гала-концерт из 20 номеров сопровождал оркестр Большого театра, который едва успевал менять ноты на пюпитрах. Музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев показал себя на редкость волевым, опытным, артистичным и доброжелательным хозяином сцены.

Солисты — по три номера от каждой Молодежной программы — доказали, что время «чистоты крови» ушло в безвозвратное прошлое. Академию Френи представляли турчанка Айше Шенер, бразилец Фелипе Оливейра и итальянец Маттео Липпи; молодежь Ла Скала — мощная итальянка Кьяра Изоттон, нежная грузинка София Мчедлишвили и исключительного голоса тенор кореец Сеун Мун. Среди наших был молдаванин Андрей Жилиховский; выступила только что перешедшая из «Новой оперы» в Большой осетинка Агунда Кулаева, да и за пультом уверенно стоял земляк Валерия Гергиева.

И все же в первом отделении, начавшемся блестящим исполнением увертюры к «Свадьбе Фигаро», после нескольких итальянцев публику сразил артист нашей «Молодежки» Богдан Волков, так проникновенно, так «лично» исполнивший запетую классику — арию Ленского. При нынешнем дефиците теноров Большой может сделать на него значительную ставку (Богдан прекрасно поет Лыкова в «Царской невесте» — настоящий артист, на которого «ходят»). Как и на 22-летнего Арсения Яковлева, юного красавца, который в дуэте с баритоном Арсением Жилиховским (Рудольф и Марсель из IV акта «Богемы») словно поставил точку в спорах: а не перевелись ли тенора на земле русской?

Более маститые солисты выбирали фрагменты посолиднее: и приглашенная солистка Ирина Чурилова (Новосибирск), мастерски певшая с Олегом Долговым душещипательный дуэт из «Иоланты», и баритон Габриэле Вивиани, и тенор Андреа Каре (поет у нас в «Доне Карлосе»), и другой тенор — Маттео Липпи (только что спевший у нас в «Богеме»). Основную же часть внимания во второй части концерта взяла на себя Мария Гулегина. Мировая звезда, в прошлом году она наконец впервые была приглашена в Большой в новую постановку «Дона Карлоса», горько посетовав тогда: «Не прошло и ста лет…», и вот теперь мы слышим ее довольно часто, а в этот вечер она четырьмя номерами завершала музыкальный юбилей.

Наша Молодежная программа предстала блестяще. За день до этого наших и итальянских артистов принимал итальянский посол Чезаре Мария Рагальини, который поразил всех своими знаниями о работе итальянских музыкантов в России, и всем показалось, что не может же такая история обрушиться в один день.

Правда, тут вспоминается установка нового директора театра — Владимира Урина на постановки исключительно «своими силами». Да, Молодежная программа Большого театра, заработавшая (с отставанием от других крупных театров, где такие академии появились в 70-е годы, а в Ла Скала — даже в 50-х!) в 2009 году, успешно затыкает все зияющие дыры. В штатной труппе Большого 50 человек, из которых две трети поют мало; так что «Молодежка» во главе с создавшим ее педагогом высокого класса Дмитрием Вдовиным работает с отдачей. Из 26 выпускников 7 приняты в труппу и 14 продолжают сотрудничать с театром; два выпускника-пианиста теперь работают в Большом; продолжают обучение 11 вокалистов и 3 пианиста.

Но как дальше удержать этих певцов? Хорошие артисты на месте не сидят: им интересно работать с новыми партнерами, дирижерами, режиссерами, в новой обстановке. Ни о какой рутине речи быть не может, тем более что и у нас много музыкальной публики, жадной до новинок, живущей искусством, и, кажется, сейчас таких людей станет больше — чтобы выжить.

Большой — наша всегдашняя надежда. Так что обмен должен работать; заметим, кстати, что в последнее время все удачные оперные постановки созданы иностранцами: «Сомнамбула» (Пьер Луиджи Пицци), «Дон Карлос» (Эдриан Ноубл), «Так поступают все женщины» (Флорис Виссер).

А пока кулуарные новости такие: в апреле Молодежная программа Большого собирается с концертом к Мирелле Френи, в ее Академию бельканто в Модене.

А 20 марта в Большом театре задуман концерт лучших участников лучших молодежных программ крупнейших театров мира. Даст бог, не съедем снова под определение «край света».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow