КолонкаПолитика

Свое несогласие он высказывал Гитлеру лично

К 70-летию со дня смерти посла графа Фридриха-Вернера фон дер Шуленбурга

Этот материал вышел в номере № 129 от 17 ноября 2014
Читать
К 70-летию со дня смерти посла графа Фридриха-Вернера фон дер Шуленбурга
Изображение

23 октября 1944 года граф Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург, последний посол германского рейха в Москве, был приговорен Народным судом к смертной казни за участие в немецком Сопротивлении Гитлеру. 10 ноября 1944 г. приговор был приведен в исполнение в берлинской тюрьме Плётцензее. Граф фон дер Шуленбург в тяжелых политических условиях постоянно прилагал усилия к установлению взаимопонимания между Германией и Советским Союзом. Этой цели — достижения баланса и взаимопонимания со всеми государствами, образовавшимися после распада Советского Союза, — внешняя политика Германии привержена и сегодня.

Спустя 75 лет, оглядываясь на начало Второй мировой войны, мы убеждаемся, насколько ужасными оказались последствия того, что германскую диктатуру никто не удержал в ее экспансионистском рвении. Однако и в самые мрачные времена германской истории были люди, противопоставившие себя политике и военным планам Гитлера.

Придите в главное здание посольства Германии в Москве, посетите резиденцию посла Германии — и вы встретите посла графа фон дер Шуленбурга: в вестибюле канцелярии стоит его бюст, а в резиденции висит его портрет — единственного из послов — рядом с портретом его великого предшественника и образца для подражания — Отто фон Бисмарка. И в Федеральном министерстве иностранных дел мемориальная доска напоминает о после графе фон дер Шуленбурге, других борцах Сопротивления и жертвах национал-социализма из числа германских дипломатов.

Заслуги в увековечении его памяти принадлежат и московской Государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино, сотрудники которой организовали выставку и создали каталог, посвященные его личной библиотеке, оставшейся в 1941 г. в Москве, а кроме того, вместе с посольством Германии посвятила ряд памятных мероприятий, последнее из которых состоялось в прошлые выходные по случаю 70-летия со дня смерти графа.

Личность Шуленбурга, его позиция и его убеждения свидетельствуют: эту добрую память и посмертные почести он заслужил.

Когда Шуленбург 80 лет назад в возрасте 59 лет стал послом германского рейха в СССР, он, с одной стороны, был отмечен печатью происхождения и воспитания в монархической Германии до 1914 г., а с другой стороны — глубоким осознанием ответственности, долга и государственных интересов. Кроме того, на этого дипломата, которого все современники характеризовали как необыкновенно образованного и приятного, одаренного и обаятельного человека, оказала влияние его профессиональная карьера. Она связана с Российской империей, ее соседями и с тем пространством, которое когда-то — справедливо или нет — называли «межъевропейским»: находившийся тогда еще под австрийским владычеством Лемберг (Львов), и еще российская Варшава, и плюс к тому — соседние страны: Турция и Иран. Тогда, как, впрочем, и сегодня, этот опыт давал почти идеальные знания и впечатления для того, чтобы работать дипломатом в Москве.

Именно этот опыт и эти знания сказались на принципиальной позиции Шуленбурга, придававшего германо-советским и немецко-русским связям выдающееся значение. Хотя в то время такая позиция не была само собой разумеющейся, в том числе и в кругах немецкого Сопротивления.

Для него не было альтернативы процветающему сосуществованию этих двух великих стран. Вне зависимости от идеологических противоречий или каких-либо союзнических альянсов, ни одна из двух стран не должна была строить свою политику так, чтобы она была направлена против другой. Не важно, сколь велики ни были бы мировоззренческие различия — а в период между двумя мировыми войнами и в первые десятилетия после Второй мировой войны они были значительными! — есть достаточно исторически сложившихся связей в культуре и науке, в межчеловеческом общении и в успешной торговле, существует достаточный потенциал экономических взаимосвязей, обеспечивающих мирное существование, и имеется достаточно веских геостратегических причин для того, чтобы определять германо-российские взаимоотношения по принципу «Вместе друг с другом».

То, что было верно тогда, не изменилось и сегодня. Различие между тогдашней Германией и нынешней, помимо прочего, заключается и в том, что подобная точка зрения, красной нитью проходя через разные политические лагеря, практически не встречает на своем пути возражений. Хотя это никоим образом не меняет и тот факт, что в настоящее время имеются противоречия и конфликты, в отношении которых мы должны договариваться друг с другом и находить решения.

Посол граф фон дер Шуленбург упорно и весьма активно работал над тем, чтобы способствовать развитию добрых германо-советских взаимоотношений, — вопреки иным, резким тональностям, звучавшим в нацистской Германии. А в итоге он, лавируя между Сциллой и Харибдой, как однажды правильно заметил один историк, возможно, даже поверил, что по мере того, как приближался 1939 год, он почти достиг своей цели. Но очень быстро выяснил, что Гитлер не стремился к сближению и соблюдению баланса с Советским Союзом, а готовил агрессивную войну. К чести Шуленбурга, он решительно противился такой политике, в том числе и высказывая свое несогласие с ней лично Гитлеру. Он не забывал посылать прямые предупреждения и советской стороне, рекомендуя «серьезно отнестись к слухам о предстоящем нападении Германии на Советский Союз».

Самым трагичным событием в его жизни стало 22 июня 1941 года, когда он был вынужден сообщить министру иностранных дел СССР Молотову о непосредственно предстоящем нападении Германии, — все его усилия окончательно пошли прахом.

У Шуленбурга имелось твердое представление о том, чего требуют интересы его страны. И когда правительство этой страны преступным образом стало действовать вопреки этим интересам, он, ни минуты не сомневаясь, предоставил свой опыт и свои связи, свою репутацию и свою силу немецкому Сопротивлению, которое искало выход из надвигающейся катастрофы в устранении диктатора и окончании войны. Заговорщики 20 июля 1944 г. видели Шуленбурга на руководящих постах — возможно, в качестве министра иностранных дел. За свою искреннюю позицию он и поплатился жизнью.

Тот факт, что война по требованию союзников могла закончиться никак иначе, нежели безоговорочной капитуляцией Германии, не поколебал решимости таких государственных мужей, как граф Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург. Немецкое Сопротивление не в последнюю очередь руководствовалось мыслью, которую сформулировал один из его предводителей — Хеннинг фон Тресков: «Что действительно имеет значение, так это не практическая сторона переворота, а попытка доказать всему миру и запечатлеть в истории, что участники Сопротивления осмелились предпринять решительные шаги. По сравнению с этим ничего более не имеет значения».

Активное Сопротивление, состоявшее из большого количества различных групп и людей, в целом представляло лишь небольшую часть немецкого общества Третьего рейха. Но тем ярче доходит до нас из особенно мрачных времен его сияние. В число тех, кто присоединился к Сопротивлению по своему твердому убеждению, входил и посол граф Фридрих-Вернер фон дер Шуленбург.

Можно, конечно, высказывать о личности и деятельности последнего посла германского рейха в Советском Союзе те или иные критические замечания. Но вот что по-настоящему важно: лишь тогда, когда историческую личность, которая в решающий момент действовала мужественно, правильно и достойно, мы оценим и как человека, со всеми свойственными ему противоречиями, — она действительно сможет стать примером для подражания. К безупречно светлому идеалу можно тянуться до бесконечности и никогда не достичь его, но приблизиться к образу нормального человека, который в трудных обстоятельствах делает все, что в его силах, и даже больше, наверное, можно.

Дело посла графа фон дер Шуленбурга на благо партнерских взаимоотношений между нашими двумя странами как основная константа германской внешней политики и сегодня налагает на нас обязательства. Мы извлекли уроки из нашей непростой истории: насилие и произвол — это не средства для отстаивания политических интересов. Нет альтернативы мирному, базирующемуся на единых правилах сосуществованию и взаимодействию в Европе и в мире. Даже в тяжелые времена мы будем этим руководствоваться, и не важно, сколь серьезные вызовы будут нам бросать политические обстоятельства.

Рюдигер фон ФРИЧ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации, — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow