СюжетыОбщество

Кто ищет

Четыре года «Лизе Алерт». Корреспондент «Новой» побывала на Всероссийском съезде одной из самых востребованных волонтерских организаций

Этот материал вышел в номере № 127 от 12 ноября 2014
Читать
Четыре года «Лизе Алерт». Корреспондент «Новой» побывала на Всероссийском съезде одной из самых востребованных волонтерских организаций
Изображение

В этом году четвертый день рождения отмечает добровольческий поисковый отряд «Лиза Алерт». За это время отделения организации появились в 30 регионах России, волонтеры провели свыше 3000 поисков, большая часть которых закончилась благополучно — пропавшие люди были найдены живыми. На первом Всероссийском съезде волонтеров, прошедшем в эти выходные, добровольцы обменивались опытом.

Лекции об особенностях городского и лесного поисков, организации информационной поддержки, работы с правоохранительными органами и авиацией — это основные темы тренингов, проведенных на съезде. И еще — учения в селе Кудиново в Калужской области, где профессиональные пилоты тренировали региональных координаторов определять цель с высоты и выбирать площадку для посадки.

О своей жизни в отряде говорят неохотно, будто преодолевая стену стеснения. Как признается волонтер Александра, «Лиза Алерт» ей близка тем, что «никто здесь не бегает и не кричит: «А мы тут людей ищем!» А после удачных поисков едем в машине и не можем ничего сказать. Спать ложишься — и радуешься».

Иногда решиться на первые поиски бывает непросто. Менеджер и активистка Анна в январе прошлого года подписалась на СМС-рассылку отряда: «Каждый раз, когда я получала СМС о том, что нужны люди, я думала: «Что-то я сегодня очень устала. Поеду в следующий раз». Потом оправдывала себя: «Вот будут искать в моем районе, поеду». А когда случился поиск в моем районе (искали мальчика-инвалида 10 лет), я даже собралась, оделась, а потом передумала, легла спать. Но вот когда искали пропавшего детского хирурга, что-то меня зацепило, и я поехала. С тех пор я езжу».

Общий портрет волонтера из «Лизы Алерт» вырисовывается не сразу. Врачи, учителя, предприниматели, студенты, ученые, косметологи. «Все очень разные, с разными политическими взглядами и пониманием жизни, — рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт» в Москве Ирина Воробьева. — Но если сейчас появится информация о том, что в Москве пропал ребенок, эти люди забудут все разногласия, даже принципиальные, встанут и пойдут его искать. В этом и состоит задача. Здесь далеко не все — приятели и друзья, но когда случается беда, они просто едут, и все».

Изображение

Почти во всех городах отряд рождался с началом крупных поисков. «Опытные поисковики разворачивают огромный поиск, местные видят это, и сразу выделяется кто-то активный», — объясняют мне. Успешное взаимодействие с полицией, однако, налажено далеко не во всех регионах. Если в Кировской области отдел уголовного розыска по примеру «Лизы Алерт» осваивает методику лесного поиска и своевременно сообщает о пропажах, то, например, в Курске сотрудники полиции вообще не передают отрядам некоторые заявки.

В то же время в Курске «Лиза Алерт» прекрасно общается с городским транспортом и такси. Когда волонтеры искали пропавшего Максима Тинькова, к ним подключились таксисты. «Они передавали друг другу приметы детей, и за ночь нашли двух несовершеннолетних, кроме заявленного в поиск Максима, — рассказывает волонтер Татьяна.

В «Лизе Алерт» постоянно работают со школами. Александра из Кировского ПСО ходит на классные часы и родительские собрания: «У нас есть разработанная памятка: в ней рекомендации, что делать, чтобы ребенок не потерялся, и что делать, если он уже потерялся».

Один из счастливых поисков — история с бабушкой, отправившейся в лес за грибами вместе с пятилетней внучкой. «Мы шли не по квадратам — определенное место уже было известно, — начинает рассказ волонтер Александра. — Шли, шли… Кричим — а в ответ слышим треск. Это медведь на своей территории деревья ломает. Было страшно. Но когда представили, что они сидят в лесу одни — без фонарика, без всего, — уже не до медведей было. Залезли в какое-то болото — там кочки, а между ними вода, вокруг лес. И когда мы услышали, что бабушка отозвалась, нас охватило такое облегчение…»

Спасенная бабушка появится и в словах председателя поискового отряда «Лиза Алерт» Григория Сергеева, когда он попытается объяснить, откуда все-таки берется внутреннее желание «алертовцев» помогать: «Это не модно. Это не дает никаких преференций. Кроме проблем на работе из-за отгулов, доброволец ощущает непонимание близких. Мол, зачем ему это? Но если бы этих ребят там не было, бабушка бы осталась в лесу. И прочувствовав это один раз, от участия в поисках отказаться невозможно».

Фото Евгения ФЕЛЬДМАНА

«Это сообщество счастливых людей»

Дмитрий МУРАТОВ, главный редактор «Новой газеты»:

— Я считаю, что это один из самых удачных волонтерских проектов в нашей стране. С их существованием смирились профессиональные поисковые службы, и теперь они отлично сотрудничают. Для меня очень важно, что там работают люди самых различных политических взглядов, но все они объединены идеей гуманизма. Они, как и Диоген, ищут человека. И чаще всего им везет, они находят. Я поздравляю их и очень рассчитываю, что люди будут теряться меньше, а сама «Лиза Алерт» не потеряется никогда.

Чулпан ХАМАТОВА, актриса:

— Я всячески благодарна этим людям, и очень здорово, что у них хватает времени, веры, силы, терпения, мудрости взять и самоорганизоваться. Я очень надеюсь, что они дальше будут продолжать. У меня как у человека, как у гражданина этой страны огромная к ним благодарность.

Елена ПАНФИЛОВА, вице-президент Transparency International:

— Я всегда была счастлива хоть чем-нибудь помогать «Лизе Алерт». Очень уважаю людей, которые не только поддаются первому порыву сделать что-то хорошее — такое очень часто бывает, — но которые превращают этот порыв в деятельность, вовлекающую новых участников. И в этом смысле то, что делала Ира Воробьева, и то, что делали ее коллеги, — это что-то совершенно невероятное для современной России. Это в общем-то и есть жители нашей страны, осознавшие себя гражданами и взявшие на себя ответственность за то, что происходит.

Марат ГЕЛЬМАН, галерист:

— Я знаю «Лизу Алерт» и даже раз в год помогаю им с выставкой на «Винзаводе». Я им немного завидую. Пример, с одной стороны, чистого служения, с другой стороны — романтика, азарт. Я однажды спас двух утопающих. До сих пор вспоминаю потоки благодарности, которые на меня обрушились. Я был счастлив. А представляете, сколько такого счастья получают волонтеры из «Лизы Алерт»? Так что это сообщество счастливых людей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow