РасследованияПолитика

«Бригада» сошла с экранов и снова убивает?

Приговор лидеру «ореховских», ставших прообразами известного сериала, снимает далеко не все вопросы о том, кто убивал и продолжает убивать людей в Одинцовском районе

Этот материал вышел в номере № 123 от 31 октября 2014
Читать
Приговор лидеру «ореховских», ставших прообразами известного сериала, снимает далеко не все вопросы о том, кто убивал и продолжает убивать людей в Одинцовском районе

За последние три месяца убиты уже пять человек, которые были связаны с Сергеем Журбой, членом партии «Единая Россия», муниципальным депутатом, директором рынка «Одинцовское подворье». После каждого убийства выдвигалась версия о возможной причастности к преступлениям ореховской преступной группы, лидера которой Дмитрия Белкина 23 октября Мособлсуд приговорил к пожизненному заключению. Суд признал доказанным, что именно Белкин организовал 23 убийства в конце 90-х годов.

Убийство заместителя Журбы

24 октября около 7 часов 30 минут в деревне Семенково Одинцовского района Московской области застрелили заместителя директора ООО «Одинцовское подворье» Виталия Моисеева и его жену Елену.

Официальный представитель ГСУ СКР по Московской области Ольга Врадий рассказала «Новой», что киллер открыл огонь из автомата Калашникова по автомобилю Volvo s60, в котором находились супруги, на выезде из коттеджного поселка «Усадьба».

— С места преступления изъято шестнадцать гильз калибра 7,62 миллиметра, — сообщила Ольга Врадий. — Следственным отделом СКР по Одинцову возбуждено уголовное дело по ст. 105 (убийство, совершенное общеопасным способом) и ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).

Интернет-издания и телевидение в первых же материалах об убийстве супругов связали преступление с ОПГ «ореховские», распространив «сообщение», что Виталий Моисеев работал адвокатом и в день убийства планировал быть в Одинцовском городском суде. Там в 11 часов начался новый судебный процесс над Дмитрием Белкиным, который на этот раз обвиняется в вымогательстве 124 миллионов рублей у Сергея Журбы. (Процесс в Одинцовском городском суде начался и без Моисеева, хотя возможно, что именно это убийство стало основанием для решения судьи Сергея Савинова о рассмотрении дела в закрытом режиме.)

Арендаторы торговых площадей, принадлежащих ООО «Одинцовское подворье», рассказали мне, что Моисеев занимался именно управлением рынком и вопросами безопасности. На этом предприятии погибший работал с 1999 года, а должность заместителя директора и руководителя службы безопасности занимал с 2001 года. Одной из ключевых его обязанностей была организация охраны директора предприятия Сергея Журбы. Моисеев хоть и имел юридическое образование, не был адвокатом. И не представлял интересы ООО «Одинцовское подворье» в арбитражных судах, как сообщили некоторые издания.

Мне довелось присутствовать на многих процессах в арбитражных судах как первой, так и апелляционной или кассационной инстанций, где в качестве истца или ответчика фигурировало ООО «Одинцовское подворье». Виталия Моисеева на этих процессах не видел ни разу. Но именно в арбитражном суде познакомился и не раз встречался с адвокатом Татьяной Акимцевой, застреленной полтора месяца назад. На этих процессах Акимцева представляла интересы Сергея Журбы.

Убийство адвоката Журбы

Татьяна Акимцева погибла 12 сентября. Убийство произошло в Москве, около дома на улице Гашека. Киллер стрелял из пистолета и, выпустив четыре пули, убил и Татьяну Акимцеву, и ее водителя Сергея Рыканова.

Это преступление многие СМИ также связали с ОПГ «ореховские» и конкретно с уголовным делом в отношении Дмитрия Белкина, которое рассматривал Мособлсуд. На этот процесс я также приезжал довольно часто и Акимцеву видел там только один раз, еще в июле, за два месяца до убийства. Ее присутствие на всех заседаниях в областном суде, видимо, и не требовалось, поскольку в процессе она представляла интересы семьи Александра Калигина, считавшегося лидером Кунцевской ОПГ и убитого в 1996 году. (В том числе и за это убийство уже отбывает 23-летний тюремный срок Александр Пустовалов, более известный по кличке Саша Солдат. По версии следствия, убийство Калигина заказал Дмитрий Белкин.)

Ряд СМИ писал, что когда Акимцева стала адвокатом Журбы, она переломила ход многих процессов, к примеру, в арбитражных судах. Якобы судьи начали выносить решения в пользу «Одинцовского подворья», хотя до этого предприятие в основном проигрывало. Это неправда. В сентябре этого года, для примера, в арбитраже завершилась судебная тяжба, длившаяся больше трех лет. Еще в 2010 году из состава учредителей ООО «Одинцовское подворье» Сергей Журба вывел Одинцовское ДРСУ, которому принадлежало 21,4% акций предприятия. ДРСУ обратилось в суд. И добилось восстановления в числе учредителей. Татьяна Акимцева, представлявшая в арбитраже предприятие Журбы, не смогла повлиять на судебное решение. При этом точку в этой тяжбе поставил Верховный суд РФ в сентябре этого года, куда дело дошло, пройдя все инстанции.

В основном «Одинцовское подворье» проигрывает в арбитражных судах и своему прямому конкуренту, рынку «Поддержка». Эти рынки расположены рядом, на привокзальной площади Одинцова. Для горожан рынки выглядят единым торговым комплексом. Но у собственников есть несколько спорных территорий, по которым они никак не могут договориться и из-за которых уже прошли десятки судебных заседаний. В массе свой судьи выносят решения, что «Одинцовскому подворью» надо поумерить аппетит и не претендовать на территории, на которые больше прав у «Поддержки».

Через несколько дней после убийства Акимцевой ее коллега Александр Карабанов рассказал мне, что они расстались с Акимцевой минут за сорок-пятьдесят до ее убийства. По словам Карабанова, коллега торопилась на встречу, назначенную около ее дома на улице Гашека. Мало кто обратил внимание на то обстоятельство, что Акимцева дома бывала редко, предпочитая ночевать на своей даче в Подмосковье. А в тот день назначила встречу у дома.

Выходит, что киллер (или его подельники) знали, что она поедет не на дачу, а домой? Или киллер получил информацию о передвижении Акимцевой непосредственно от человека, с которым она договорилась встретиться у своего дома? Кого адвокат могла пригласить на встречу домой, а не в офис и не в кафе? Ответ очевиден — человека, с которым была хорошо знакома.

И еще одно важное обстоятельство. В июле этого года в Мособлсуде, во время перерыва одного из судебных заседаний по «делу Белкина», Татьяна Акимцева предложила мне встретиться и переговорить о «куда более интересной теме». Адвокат достала визитку, на обратной стороне которой написала: «МК» от 12.12.2012 «Семейные тайны генерала Димы».

— Прочитайте эту статью до нашей встречи, — попросила Акимцева.

Публикация эта была о Дмитрии Якубовском, одинцовском землевладельце, в начале 90-х известном огромными лоббистскими возможностями при назначении на руководящие должности в правоохранительных органах.

Встретиться с Акимцевой не удалось. Для меня так и осталось тайной, почему в июле 2014-го адвокат вспомнила публикацию 2012 года и почему история, связанная с Якубовским, по мнению Акимцевой, была куда более интересной, чем суд над лидером «ореховских»?

Убийство водителя и покушения на Журбу

Алексея Захарова, водителя Сергея Журбы, расстреляли три месяца назад, 22 июля. И сразу была обнародована версия, что он был «ключевым свидетелем» в уголовном деле в отношении Дмитрия Белкина.

Роман Карпинский, адвокат Белкина, считает, что значение показаний Захарова в судебном процессе над лидером «ореховских» сильно преувеличено:

— В протоколе допроса Захарова на предварительной стадии следствия оказалось много нестыковок, мы рассчитывали в ходе судебного процесса уточнить его показания и задать ряд новых вопросов, имевших существенное значение для рассматриваемого дела, но почему-то не заинтересовавших следствие, — рассказал Карпинский «Новой». — А после убийства Захарова в суде был оглашен протокол его допроса, и мы лишились возможности задать ему вопросы, что сыграло на руку не защите Белкина, а его обвинению.

Существенная деталь. Алексей Захаров находился под госзащитой. Решение о круглосуточной охране Захарова было принято еще четыре года назад, после покушения на Сергея Журбу.

14 июля 2010 года Журба возвращался из Одинцова домой, в деревню Акулово. За рулем Range Rover сидел Алексей Захаров, рядом с ним — телохранитель, 24-летний Алимхан Халилов. Журба расположился на заднем сиденье.

В 22.40, едва Range Rover свернул с Можайского шоссе, иномарка попала в засаду. Позже следователи обнаружили 97 гильз калибров 5,45 и 7,62 и пришли к выводу, что нападавших было как минимум двое.

В результате обстрела Халилов был убит, а Журба и Захаров получили ранения. Позже полиция обнаружила еще один труп — сторожа металлобазы, расположенной рядом с местом засады. Как писали СМИ, его убила или срикошетившая пуля, или же киллеры, ликвидировавшие случайного свидетеля.

В этом году 4 июня около 10 часов утра произошло второе покушение на Журбу. В него дважды выстрелили из дома напротив, когда он подъехал к офису ООО «Одинцовское подворье» и вышел из автомобиля (за рулем находился Алексей Захаров). Депутат-бизнесмен получил ранение. Следственная бригада установила точку, откуда был открыт огонь, и обнаружила снайперскую винтовку.

После второго покушения на бизнесмена была усилена охрана и Журбы, и Захарова. Более того, водителя переселили на конспиративную квартиру. Но это не уберегло его. 22 июля около 8 часов утра в самом центре Одинцова, между домами 36 и 42 по улице Молодежной, киллер выпустил в Захарова всю пистолетную обойму — восемь пуль.

О конспиративной квартире, в которой сотрудники полиции, обеспечивавшие госзащиту Захарова, скрывали своего подопечного, знали немногие. Кроме того, до работы он всегда добирался в сопровождении сотрудников полиции. Но в день убийства Захаров почему-то оказался без охраны… Получается, что киллер знал и адрес конспиративной квартиры, и то, что в это утро он останется один?

Вскоре после убийства Захарова Сергей Журба записал и распространил видеообращение, пообещав крупное денежное вознаграждение за любую информацию, которая поможет следствию раскрыть преступление.

Ренессанс бандитских лет?

О трех резонансных преступлениях, во время которых было убито пять человек, пока доподлинно известно только то, что все убитые были связаны с одинцовским предпринимателем, совладельцем и гендиректором ООО «Одинцовское подворье» Сергеем Журбой. Причастность к убийствам членов ОПГ «ореховские» — только одна из версий. «Ореховский» след в этих преступлениях, возможно, рассматривается именно потому, что и сам Журба был тесно связан с этой кровавой бандой. То ли как жертва, которую бандиты обложили поборами, то ли как бизнесмен, управлявший и преумножавший финансовые активы преступного сообщества.

Информацию про «ореховских» я собираю три года. Слишком много темных пятен в истории группировки, деяния которой легли в основу культового сериала «Бригада».

Так и не найдено тело заслуженного архитектора России, лауреата Государственной премии, председателя совета директоров ОАО «Моспроект» Владимира Гинзбурга, похищенного и убитого в августе 1997 года. И это несмотря на то, что один из соучастников убийства, Дмитрий Усалев, еще в 2000 году дал подробные показания о том, как убивали Гинзбурга и где закопали тело (подробности в «Новой» №91 от 19 августа 2013).

Ничего официально неизвестно и о заказчике убийств владельца клуба Dolls Иосифа Глоцера, расстрелянного также в 1997 году, и зам главы Фонда развития правоохранительных органов Сергея Дроздова. А неофициально в «оформлении заказов» на эти преступления подозревается «авторитетный» бизнесмен по прозвищу Саша Слюнявый, тесно связанный с «ореховскими». Его предприятия предположительно были «финансовым центром» ОПГ.

А Журба заинтересовал меня после материала, опубликованного 31 мая 2011 года на сайте навальновского «РосПила». В публикации рассказывалось, к примеру, о том, как Журба «перехватил» бизнес одинцовского предпринимателя Сергея Абашкина. Именно Абашкин якобы в свое время и организовал работу местного продовольственного рынка, а потом перешел на работу в МУП «Детский парк Малыш». В июне 2001 года Абашкина расстреляли у подъезда дома, где он жил. Вскоре после преступления «Детский парк Малыш» сменил владельца, перейдя под контроль Журбы.

В публикации «РосПила» была высказана версия, что Сергею Журбе покровительствуют одинцовская полиция и прокуратура.

Мой интерес к Сергею Журбе подстегнул и ход расследования первого покушения на него, когда было возбуждено уголовное дело №32101 по ч. 1 ст. 105 УК (убийство), ч. 3 ст. 30, п.п. «а», «ж» ч. 2 ст. 105 (покушение на убийство) и ст. 222 (незаконный оборот оружия). Следствие сразу ухватилось за версию, что покушение связано с деятельностью Журбы на посту директора и совладельца «Одинцовского подворья».

Первым подозреваемым в покушении на Журбу стал Владимир Алтухов, директор одинцовского ДРСУ. К тому времени ДРСУ судилось с «Одинцовским подворьем» в арбитраже. Тяжба началась из-за того, что 4 декабря 2009 года Журба провел собрание учредителей ООО «Одинцовское подворье», которое в отсутствие представителей ДРСУ обделило этого учредителя, распределив «между своими» 29,7% уставного капитала — долю районного комитета по управлению имуществом, решившего отойти от дела.

Но очень скоро версия причастности Алтухова к покушению на убийство развалилась. Подозрения с него были сняты, хотя ДРСУ еще долгое время оставалось под прессом силовиков: только в 2010–2011 гг. — восемь обысков, каждый из которых заканчивался выемкой финансово-хозяйственных документов. Без этих документов ДРСУ вывели из состава учредителей ООО «Одинцовское подворье». (Правда, арбитражный суд отменил это решение. Судебная тяжба завершилась только в сентябре этого года.)

Вывезли целую машину документов и с рынка «Поддержка», конкурирующего с «Одинцовским подворьем». А финансовый директор «Поддержки» Валерий Варешкин стал очередным подозреваемым в организации покушения на Журбу. Пикантная подробность. Варешкин, работая в «Поддержке», возглавлял и конноспортивный клуб «Одинцово». Более десяти лет он тренировал Сергея Журбу, выигравшего, во многом благодаря усилиям тренера, не одно соревнование. Тренировал Варешкин и детей Журбы, которые тоже занимались конным спортом.

Сергей Журба на одной из тренировок

Когда версия причастности Варешкина к покушению на Журбу начала разваливаться, появилось новое уголовное дело. Сергей Журба вдруг вспомнил, что с января по октябрь 2009 года Варешкин якобы ежемесячно угрожал ему, вымогая 80 тысяч долларов. Не для себя. А как раз для находящегося в то время в бегах лидера «ореховских» Дмитрия Белкина. И Журба, согласно его заявлению, за десять месяцев был вынужден передать Варешкину [16 444 000](tel:16 444 000) рублей.

Задержали Варешкина уже на следующий день после возбуждения уголовного дела о вымогательстве, 30 марта 2011 года. Продержав в камере три дня, повезли в Одинцовский горсуд, но судья не выдал санкции на арест. Выйдя на свободу, Варешкин понял, что в покое его не оставят, и уехал из России.

А Журба на допросах продолжал вспоминать. И вспомнил, что деньги у него вымогали не только в 2009 году, но и раньше — начиная с 2002-го. Сумма, которую Журба, по его утверждению, передал Варешкину «для Белкина», выросла до [124 113 600](tel:124 113 600) рублей.

Следствие не смутило, что в приговоре, вынесенном Мосгорсудом еще в 2004 году по первым «ореховским», оказавшимся на скамье подсудимых, не было ни единого слова о Варешкине, хотя механизм передачи денег Дмитрию Белкину был расписан очень тщательно.

Журба, проходивший тогда свидетелем по уголовному делу, в суде утверждал, что «он руководит Одинцовским продовольственным рынком с 1994 года. Что тогда же, в 1994-м, он начал платить за крышу бандитам по кличке Агафон и Америка. Именно Америка в 1994-м познакомил Журбу с Белкиным. С 1994 по 1999 год непосредственно бандитам Журба не платил, «а просто разрешил людям Америки и Белка собирать деньги с продавцов товара на Одинцовском рынке» <…>. Поскольку регулярные «обходы» дестабилизировали работу рынка, он, Журба, договорился с Белкиным о том, что лично будет выплачивать Белкину по 600 000 рублей наличными посыльным Белкина для передачи ему. Перед каждой передачей денег ему звонил Белкин и называл номер автомашины, которая приедет за деньгами»(цитата — из приговора, копия которого есть в редакции).

А через шесть лет после показаний в Мосгорсуде, на очной ставке с Варешкиным, Журба вдруг вспомнил, что деньги для передачи Белкину с 2002 года регулярно забирал его персональный тренер по конному спорту. К тому же и «угрожая физической расправой». Получается, что в 2004 году, между судебными заседаниями над «ореховскими», Журба фактически продолжал финансировать лидера банды Дмитрия Белкина и ни слова не сказал об этом суду?

Важное обстоятельство. На момент первого покушения на Журбу 48,8% ООО «Одинцовское подворье» принадлежало фирме «ФинЭкс», половина которой была собственностью предпринимателя-депутата, а вторая половина принадлежала жене и матери Дмитрия Белкина. Причем с 2001-го, когда Журба официально возглавил предприятие, а Белкин скрывался за пределами России, доля «ФинЭкса» только росла. Да и сам Журба не раз говорил, что у него с Белкиным был совместный бизнес.

— Журба и Белкин были партнерами, — утверждал Валерий Варешкин в конце 2011 года, когда я встретился с ним в Германии, — даже в своих заявлениях Журба писал, что постоянно общался с Белкиным по вопросам бизнеса. У Журбы была устойчивая связь с Белкиным.

В начале 2012 года, после моей встречи с Варешкиным, в офисе «Одинцовского подворья» меня принял Сергей Журба. Прежде чем проводить в его кабинет, меня тщательно обыскали и потребовали оставить в приемной не только диктофон, но даже авторучки. Впрочем, они не пригодились. Журба активно интересовался судьбой Варешкина, но, увы, не ответил ни на один из моих вопросов, например, о связях с Белкиным. На прошлой неделе, после убийства заместителя директора «Одинцовского подворья» Виталия Моисеева, с Сергеем Журбой встретиться мне не удалось. После второго покушения от контактов с прессой он воздерживается.

Еще одну историю мне рассказала Наталья Николаенко — мать самого лидера «ореховских» Дмитрия Белкина. Она тоже была в соучредителях «ФинЭкса» (супруга Белкина до сих пор остается учредителем «ФинЭкса», и, к примеру, за 2013 год ей было выплачено около 600 тысяч рублей дивидендов). Когда Журба вывел Николаенко из состава учредителей предприятия, женщина обратилась в суд. И тогда Журба, по ее словам, предупредил:

— Он сказал: «Не забывайте, что у меня есть «Тауэр», а у «Тауэра» есть оружие», — утверждает Наталья Николаенко.

«Тауэр» — это охранное предприятие, у которого действительно есть разрешение на владение оружием. Среди учредителей «Тауэра» руководитель юридической службы «Одинцовского подворья», один из самых доверенных людей Сергея Журбы. Вот и думайте, мог ли в таком тоне разговаривать с матерью лидера кровавой ОПГ простой бизнесмен, которого эта ОПГ «стрижет как барана»? Или для такой смелости нужно иметь как минимум равные возможности?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow