Сюжеты

Чужие здесь не ездят

Начальники Камчатки освобождают общественный транспорт от гастарбайтеров

Этот материал вышел в № 119 от 22 октября 2014
ЧитатьЧитать номер
Общество

Владимир ХитровНовая газета

 

Начальники Камчатки освобождают общественный транспорт от гастарбайтеров

В Петропавловске-Камчатском в начале октября случились перебои в работе общественного транспорта. Автобусами некому стало управлять. За баранкой в последнее время сидели в основном мигранты, но теперь власти края стали вести борьбу с ними, создав перевозчикам и пассажирам массу проблем.

То, что камчатский губернатор Владимир Илюхин неравнодушен к приезжим, известно давно. Еще в 2011 году на одной из пресс-конференций он заявлял, что всех гастарбайтеров неплохо бы выселить в специальный лагерь на окраине Петропавловска. Рядом с «гетто» глава региона намеревался оборудовать пост полиции.

До строительства «резервации» на окраине дело в итоге не дошло. Но борьба с гастарбайтерами все-таки началась нешуточная. Особенно сильный удар почему-то был нанесен именно по водителям автобусов. Чтобы несколько сгладить ситуацию, в краевом правительстве разработали целевую программу, с помощью которой местные жители могли на льготных условиях получить права категории «Д». Однако эффект от этих разработок оказался невелик. Предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками, рассказали мне, что знают только одного человека, который получил права с помощью правительственной программы. На Камчатку «местный житель» приехал из Киргизии, но недавно обзавелся паспортом гражданина РФ…

Квоты на мигрантов власти урезали стремительно. Если в 2010 году перевозчикам разрешалось привлечь примерно 200 иностранцев, то в 2013-м — около 70. А в 2014-м автопаркам не выделили вообще ни одной квоты. Правда, ближе к лету чиновники опомнились и выдали-таки несколько десятков разрешений. Однако автобусов на маршрутах все равно стало меньше. Образовавшуюся нишу с радостью заполняли так называемые перевозчики-нелегалы, которые никем не контролируются, не платят налоги и не принимают у пассажиров проездные билеты.

Впрочем, и это еще полбеды. В регионе за два-три года сформировался рынок по «торговле» мигрантами. Некоторые компании, имея небольшое производство, умудряются получать квоты с запасом. Потом они их продают. Такса за одного иностранца колеблется в пределах 50–60 тысяч рублей в год.

«Мы совсем не против того, чтобы автобусами управляли жители Камчатки. Нам это даже выгодно. За счет дополнительных выплат в бюджет содержание мигранта обходится примерно в полтора раза дороже. Но камчатские водители не идут на эту работу. Хотя зарплаты у нас не сказать, чтобы маленькие — примерно 50 тысяч рублей в месяц», — говорит владелец частного автобусного парка Роман.

По его словам, на Камчатке очень сложно найти квалифицированных рабочих или водителей. Если же сегодня вывезти с полуострова гастарбайтеров, то встанут не только автобусы — остановится практически все производство.

Понятно, что к приезжим на Камчатке (как, наверное, и в других регионах России) относятся неоднозначно. И политики, похоже, научились использовать эти настроения в своих интересах. Скажут что-нибудь резкое про инородцев, и рейтинг сразу начинает ползти вверх. Жаль, что вместе с рейтингом первых лиц после таких заявлений не растут экономические показатели региона.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera