СюжетыКультура

Эстет и денди

В ГМИИ имени А.С. Пушкина проходит выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», открывшаяся в рамках перекрестного года России и Великобритании.

Эстет и денди
Фото: «Новая газета»
В ГМИИ имени А.С. Пушкина проходит выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России», открывшаяся в рамках перекрестного года России и Великобритании.

Проповедники эстетизма, последователи декадентства и мессии эпохи модерна — Обри Бердслей и Оскар Уайльд — две эпохальные фигуры рубежа веков. Они воспевали религию красоты, своим творчеством декларировали простор самовыражения, их эстетический дух «дошел» до России, где стал символам свободы и индивидуализма.

Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» — это шесть залов, которые являются панорамными окнами в задиристый мир витиеватой эстетики. Ее замысел довольно прост — визуализация британского влияния на российское интеллектуальное общество первой половины XIX века. В целом, выставка — это улицы «жизни» модерна, где на перекрестке сталкиваются Британия и ею «заболевшая» Россия. Чтобы понять, почему английские идеи дошли до нашей страны, нужно окунуться в изящно очерченный мир творчества Обри Бердслея и Оскара Уайльда, который ожил в первых залах экспозиции.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Жизни и творчества двух гениев викторианской эпохи тесно переплелись, когда Обри Бердслей взялся иллюстрировать пьесу Оскара Уайльда «Саломея». В его работах гротескный эротизм и сардоническая карикатура соединились воедино. Денди графического искусства создал элегантные и хищные образы Саломеи, дочери жестокой прелюбодейки Иродиады. Бердслей нарисовал свое виденье пьесы Уйльда, которое, кстати говоря, без восторга воспринял писатель. График с утонченным эстетизмом изображает голову Иоанна Крестителя на серебряном блюде, которое держит в своих руках падчерица Ирода, Саломея. Шестнадцать иллюстраций к пьесе — это отправная точка долгого пути славы Бердслея. Далее следуют эксцентричные, толстозадые и грубые графические работы к пьесе Аристофана «Лисистрата». Художник довольно фривольно изображает «сексуальную забастовку» женщин, которая смогла остановить войну между Спартой и Афинами. Все его работы — это смелый вызов закостенелому академизму, это эстетический плевок на консервативное, застоявшееся искусство. Влияние Оскара Уальда на Обри Бердслея очевидно, но нельзя сказать, что писатель «сделал» из Бердслея художника. Нет. Последний был гением самоучкой, который за недолгий художественный опыт (Бердслей умер в возрасте 25 лет от врожденного туберкулеза) создал довольно много работ. Именно они легли в основу графической «империи» Бердслея. Он иллюстрировал оперы Р. Вагнера, книгу Томаса Мэлони «Смерть Артура» и даже нарисовал королеву Викторию, изобразив ее как одну из танцовщиц Эдгара Дега.

Главный в фокусе — график и иллюстратор, задиристый карикатурист — Обри Бердслей. Щеголь и денди, он прославился своим «свободным» духом, имморальными художественными работами и эстетическим мировоззрением. Пионеров Серебряного века очаровало творчество Бердслея: их «закружили» его виньетки в стиле рококо, раззадорила черно-белая мрачноватая графика и раскрепостила откровенная эротика французской гравюры. Впервые русская публика «наткнулась» на работы Обри Бердслея в журнале «Мир искусства», но широкую известность художнику принесли журнал «Весы» (где, кстати, публиковались произведения Оскара Уайльда) и издательство символистов «Скорпион». «Взгляд из России» — это отражение идей гедонистов и модернистов в нашей стране. Из-под эстетического «крыла» Бердслея вышла целая плеяда художников — С. Ладыгин, Н. Феофилактов, Н. Андреев, Л. Бакст, К. Сомов, А. Экстер и т.д. Его утонченная сатира и изысканность стиля пленили не только художников, но и молодых щеголей. Русские денди подражали внешнему образу художника: гладко причесанные волосы на прямой пробор, бледные лица с подкрашенными губами и подведенными глазами.

Но вместе с «философским пароходом» в 1922 году отплыли свобода самовыражения Бердслея, эстетство и модерн Уайльда.

Ксения КУЛЯСОВА

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow