СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 105 от 19 сентября 2014
Читать
Культурные события следующей недели

В Мультимедиа Арт Музее— глобальное обновление экспозиции. 18 сентября там случится гала-открытие сразу четырех новых выставок, каждая из которых в той или иной степени заслуживает внимания любителей фотографии и, так сказать, современного искусства. Во всех смыслах первая из них — Аркадия Шайхета, одного из самых ярких представителей блистательной плеяды русских фотографов-модернистов начала XX века, наряду с Александром Родченко, Борисом Игнатовичем, Георгием Петрусовым, Михаилом Прехнером и Максом Пенсоном, всегда занимавшего в ней особое место. Выставка «Аркадий Шайхет. Фотографии 1932–1941» событие даже для поклонников творчества фотографа. Она включает снимки, являющиеся визитной карточкой Шайхета, например, знаменитые «Экспресс», «Трактор и самолет», «Красноармейская купальня». Но представлены и работы, до сих пор неизвестные публике, большинство из которых впервые напечатаны как выставочные отпечатки с авторских негативов, что само по себе удивительно: архивные фотографии и негативы приходилось уничтожать – состояние архивов фотокорреспондентов тщательно контролировалось. Не стало Рыкова и Бухарина (его Шайхет снимал особенно часто), Зиновьева и Каменева, Радека и Тухачевского — не стало и их изображений. Но сегодня «Советские субтропики» (1934), «Рабоче-крестьянская красная армия» (1934), «10 лет Узбекистана» (1935), «Индустрия социализма» (1935), «Поколение победителей» (1936), «Первая Конная» (1936), «Советская детвора» (1936), «Советский Таджикистан» (1937), «Пищевая индустрия» (1937), «Жены инженеров» (1937) не менее интересны. С точки зрения антропологии как минимум. А там ведь есть и высочайший профессионализм, и отменный художественный вкус.

Ул. Остоженка, 16. До 19 октября.

От Тавенера к Тавенеру

Английский композитор сэр Джон Тавенер, прямой потомок композитора и органиста XVI века Джона Тавенера, покинул этот мир в ноябре прошлого года, однако успел отобрать произведения, которые хотел представить российской публике в рамках фестиваля и научной конференции «От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки» в Московской консерватории. Особость выбора кроется в тесной связи творчества композитора с русской духовной музыкой и культурой России в целом. В концерте 21 сентября в Рахманиновском зале консерватории в исполнении вокального ансамбля Intrada под управлением Питера Филлипса помимо сочинений на английском языке, прозвучат произведения, написанные на церковно-славянские тексты — в 1977 году Тавенер принял православие. В его наследии есть также сценическое переложение рассказа Достоевского «Кроткая» и музыка по ахматовсковскому «Реквиему». Последний обещает стать настоящим открытием концерта 23 сентября в Большом зале. Мировая премьера этого сочинения состоялась всего месяц назад, 4 августа, на фестивале BBC Proms в Королевском Альберт-холле в исполнении ансамбля The Tallis Scholars, для которого оно изначально и предназначалось. В Москве оно объединит известный британский коллектив с российскими исполнителями. Сольную партию в «Реквиеме» исполнит сопрано с мировым именем Юлия Лежнева. Кроме того, в течение двух фестивальных дней будет возможность познакомиться с английской духовной музыкой эпохи Ренессанса, а именно композиторов Роберта Фэйрфакса и, естественно, Джона Тавернера.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00.

Большой драматический театр им. Товстоноговасновас гастролямив столице. Спектакль привозят не новый (и не в первый раз), но проверенный. 22 и 23 сентября на сцене Театра Сатиры блистательные Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих — актерский дуэт, на который можно идти, не читая названия спектакля, — покажут Нормана и Этель Тэйеров из знаменитой пьесы Эрнеста Томпсона «На золотом озере». К пожилой супружеской чете, проводящей летние месяцы в загородном доме на озере, после восьмилетней разлуки заезжает непутевая дочь Челси вместе со своим новым мужем Биллом Рэем и его тринадцатилетним сыном Билли. Между отцом и дочерью натянутые отношения, и, несмотря на редкие встречи, конфликт не ослабевает. Но в давнюю семейную ссору вступает новоявленный «внук»… «Фантазия» режиссера Андрея Прикотенко на темы пьесы называется «Лето одного года». Извечные проблемы отцов и детей, страх перед старостью, детские комплексы взрослых людей разбавлены — у Томпсона и в спектакле — остроумными репликами, по-голливудски классический хэппи-энд и высочайшей пробы актерская игра — можно пересматривать много раз.

Триумфальная пл., 2. Начало спектаклей в 19.00.

Шоу «Человек-амфибия», балансирующее между цирком и театром, танцем и пантомимой, от других подобных, точнее цирк-дю-солее-подобных постановок отличается, пожалуй, только погружением в подводный мир, несколько неожиданным для сцены. В остальном же это набор номеров и трюков, весьма условно объединенных общим сюжетом. И это вовсе не хорошо знакомый сюжет Александра Беляева, а в каком-то смысле сиквел. Эквилибр в аквариуме, девушка в стеклянном воздушном шаре и актер, мим, танцор и воздушный акробат Антон Челноков с воздушным адажио в сетке — все они как бы рассказывают о том, что произошло после расставания Гуттиэре и Ихтиандр (каковым, если помните, заканчивается роман). Любителям профессионального циркового постмодернизма. Премьера состоится 24 и 25 сентября в Московском Мюзик-холле.

Ул. Каланчевская, 33/12. Начало спектаклей в 19.00.

«Ты знаешь, как велика эта шайка, как велико в ней единение, как велико ее значение на народных сходках», — говорит Цицерон в речи в защиту Флакка. Цицерон был предубежден против иудеев, и, возможно, несколько преувеличил их влияние. Но «эта шайка», то есть, иудеи, действительно играла заметную роль в жизни Рима как минимум с середины I века до н. э., что известно и из речей легендарного оратора, и из стихов Горация. С особой остротой еврейский вопрос вставал перед римлянами в эпоху военно-политических обострений в Палестине — сначала при Флавиях, потом при Адриане. Самый знаменитый памятник Древнего Рима, Колизей, — по всей вероятности, прямой результат иудейских войн, построенный к тому же на деньги, привезенные римлянами из Иерусалима. А Арка Тита на римском Форуме — важнейший источник по истории храмового иудаизма. Следующая волна пришла в последние века существования Западной Римской империи, когда государство захлестнули восточные культы — митраизм, иудаизм и отпочковавшееся от него христианство; от этого периода в Риме осталось больше десятка еврейских катакомб. Лауреат премии «Просветитель», филолог и знаток латинских древностей Виктор Сонькин расскажет о них — и не только о них — на своей лекции «Иудейские древности Рима. От арки Тита до катакомб» 21 сентября в Итальянском институте культуры в Москве.

Малый Козловский пер., 4. Начало в 19.00.

Визит этой группы в Москву, разумеется, должен был состояться уже не раз и довольно давно — она существует с 2005 года, в 2007-м став «Британским прорывом», а год спустя — «Лучшей группой Британии», — но каждый раз этому что-то препятствовало. Однажды помехой послужил и вовсе распад коллектива, который, к счастью, продлился сравнительно недолго. И вот, наконец, TheFratellis, бойкие шотландцы, взявшие в название итальянскую фамилию матери басиста, привозят свой последний альбом WeNeedMedicine. Бодрые гитарные риффы, убедительный вокал кудрявого Джона «Фрателли» Лоулера, мощные ударные, что-то от Марка Болана, что-то — немного — Дэвида Боуи времен AladdinSane, что-то — ни одна британская группа не обходится без этого! — от TheBeatles — задорного олдскульного глэм-рока «Братьев» (так можно перевести название трио) с мушкетерской философией и бесстыдным ретро-энтузиазмом 25 сентября хватит на два часа в Главклубе, включая не только новые песни, но и боевики из первых пластинок.

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало в 20.00.

В «Манеже»показывают Эрика Булатова. Представлять уже практически классика отечественного поп-арта особой нужды нет — его знаменитое «Вижу — Живу» впору в учебники по современному искусству вставлять. Стоит, однако, отметить масштабретроспективной экспозиции: более 90 живописных полотен и 50 графических работ из российских и зарубежных музеев и частных собраний, в их числе — полтора десятка картин, созданных за последние десять лет, важнейшей из которых, по мнению самого художника, является «Картина и зрители» (2011–2013) — монументальный парафраз «Явления Христа народу» Александра Иванова. Все вместе это позволяет проследить, как формировались идеи Булатова в части соотношения слова и изображения в визуальном пространстве, структуры картины, ее сущностных характеристик в течение, страшно сказать, уже пятидесяти лет. На таком временном промежутке это можно делать безотносительно исторических и стилистических штампов, к которым имя художника было привязано на протяжении предыдущих десятилетий. Тем более, что многие его картины не теряют актуальности, а их содержание, служившее причиной запрета для показа в советское время, и сегодня считывается с известной остротой.

Манежная пл., 1. До 8 октября.

Народу нравится

С 25 по 28 сентября и с 4 по 5 октября в кинотеатре «Иллюзион» пройдут сеансы самого масштабного международного зрительского фестиваля в мире — Манхэттенского фестиваля короткометражного кино. Смысл в том, что более ста тысяч кинолюбителей из 26 стран мира, от Австралии и Бразилии до Ирана и Непала, объединятся в мировое зрительское жюри, чтобы выбрать лучший фильм из 10 финалистов фестиваля. Будет ли это документальная анимация о преступниках и их жертвах, пронзительная история о матери, потерявшей сына, или научно-фантастический фильм о слиянии человека и машины? Может быть, гран-при достанется комической истории о мужестве в современном мире, а может быть — драме о жизни мексиканских наркоторговцев? Решать вам — программа фестиваля, предлагающая большое разнообразие сюжетов, героев и жанров, а также куча дополнительных информационных материалов есть на сайте http://www.tourdefilm.ru. В этом году, к тому же, можно будет выбрать не только лучший фильм, но и лучшего исполнителя главной роли.

Котельническая наб., 1/15.

Необыкновенный марьяж

22 сентября на сцене культурного центра «Дом» выступят не просто звезды, а музыканты, давно считающиеся легендами, причем не только фри-джаза и вообще — авангардной джазовой импровизации, но и того, что называется world music. Такое, казалось бы, «совмещение несовместимого» в одном концерте, на самом деле, как нельзя лучше отвечает курехинскому духу, витающему над «Домом» все 15 лет с момента его основания. А «совмещаться будут: американец Фамуду Дон Мойе, игравший с конца 1960-х со многими выдающимися джазменами, но широкой публике известный прежде все как бессменный барабанщик одного из важнейших составов в истории мирового джаза — легендарного Art Ensemble of Chicago; Баба Сиссоко — живущий в Италии музыкант-мультиинструменталист из Мали, виртуозно владеющий множеством различных перкуссионных инструментов, тама, нгони, балафоном и черт знает, чем еще; бельгийская вокалистка Катрин Жонио, памятной многим любителям авант-рока по группам Aksak Maboul во главе с Марком Холландером и The Hat Shoes, в котором наряду с Катрин играли абсолютные звезды течения Rock In Opposition; и, наконец, дуэт Bamako Chicago Express, в составе которого присутствуют один из крупнейших европейских авангардных кларнетистов Ксавье Шарль и гитарист Жан-Себастьен Марьяж —марьяж рока, джаза и авангарда. Оба отделения, таким образом, будут непредсказуемы.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 19.30.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow