СюжетыКультура

Альмавива не из графьев

В Вахтанговском театре — Владимир Мирзоев и «Женитьба Фигаро»

Этот материал вышел в номере № 104 от 17 сентября 2014
Читать
В Вахтанговском театре — Владимир Мирзоев и «Женитьба Фигаро»
Изображение

Премьера открыла сезон. Граф Альмавива — Максим Суханов. Он вновь восхищает не только уровнем, но и диапазоном игры: от безумцев русской Гражданской войны в фильме Лопушанского «Роль» — к этому вот… позолоченному и распухшему, как диван от Версаче.

Но, собственно, каков «старый режим» — таков и его символ, граф Альмавива.

Фигаро & Сюзанна (Дмитрий Соломыкин и Лада Чуровская) сияют здоровьем и здравомыслием. Ловкие, легкие, одетые с продуманным shabby шиком в лавочках Берлина и Копенгагена, — вчерашние стажеры европейских университетов и бэкпекеры европейских столиц, сегодняшние 30-летние креаклы, деловитые люди новых времен, — явно готовы взять судьбу в свои руки.

Как и другие персонажи их поколения: очкастый хипстер Керубино (Максим Севриновский), слегка косящий под персонажей Вуди Аллена; прожженный шпион и клеветник Базиль (Эльдар Трамов) с выходной арией из Беранже «Господин Искариотов, патриот из патриотов» (и всеми соответствующими ассоциациями). Как ни странно: в «Женитьбе Фигаро» Владимира Мирзоева все они, включая непримиримых антагонистов, составляют — в известном смысле — единый круг.

А граф Альмавива Суханова похож на целую стаю поп-звезд, столпов Думы и знаменитых художников. Южный говорок, отечные щеки, задушевность богатого бандита «у своем доме», патриархальность советского образца, где рука руку моет, — потому что как же иначе? — полная неприменимость в сколь-нибудь цивилизованном мире… и явная дряхлость. И скорый распад.

Но и круг людей нового времени все никак не родится — потому что с потрохами зависит от старого. Крохами, соками, личным обслуживанием графа Альмавивы — новое время и живет.

И в этом продвинутый золотой мальчик Керубино, продвинутый топ-менеджер графского поместья Фигаро и продвинутый бьюти-стилист Сюзанна едины.

Социальные смыслы намечены внятно. Мучительно и постыдно видны уже в физическом контрасте между графом и его цивилизованным птичьим двором. Но прелесть спектакля в том, что все вышеупомянутое не выкрикнуто залу в лицо с плакатной злостью политического кабаре. Точно (в отличие от ряда современников) режиссер и вахтанговцы сказали себе: шут бы с ними со всеми, в конце концов… У нас тут театр, дело более важное. И тогда пьеса заиграла!

Все-таки и именно — поставлена прежде всего комедия Бомарше. Легкая, точная, с шампанским вдохновением сыгранная всеми, кто занят в больших и малых ролях. (Иногда от этого же шампанского настроения труппу ведет в сторону: чуть ли не каждый рвется к рампе для 45 секунд бенефиса… но праздничная суета мне милей, чем унылая отработка «эпизодов».) И эффекты здесь театральные: вот граф свежует рогатого оленя, с незабытой ухваткой молодости играя ножами, выбрасывая окровавленные кишки и пузыри в тазик, почтительно подставленный Фигаро, угрожая и провоцируя, выбивая из ловкого цирюльника информацию… Руки у графа по запястье в крови…

А над их головами висит главный артефакт лаконичной декорации: огромный тюк, составленный из массы больших и маленьких тючков, мешочков, запасцев, сбереженьиц, планов, приданых… Из праведно и неправедно нажитого. Из достояний и достояньиц, из надежд всех, кто живет в доме.

Жалостная, смешная, беличья и ежиная общая книга судеб висит над темечком графа.

И если этот тюк грохнется когда-нибудь — разрушит все чаяния. Да и пришибет всех.

Но нет в «Женитьбе Фигаро» такого эпизода. Мудрая, циничная, земная комедия летит к финалу, блеща то вполне сегодняшними гэгами, то кокетством графини (Анна Антонова), очень точно играющей гранд-даму Москвы-2014, то сарказмом Суханова. Зал хохочет. Вахтанговский сезон открыт.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow