СюжетыКультура

Яма в контексте

26 августа, в канун Дня российского кино, в киноклубе «Фитиль» состоится презентация выставки «Дом Тарковских. Контуры московского музея»

Этот материал вышел в номере № 95 от 27 августа 2014
Читать
26 августа, в канун Дня российского кино, в киноклубе «Фитиль» состоится презентация выставки «Дом Тарковских. Контуры московского музея»
Изображение

Последний раз у Дома на Щипке. Перед отъездом на Запад, 1982

За «контурами» просвечивает зеркало нашего привычного, в духе Салтыкова-Щедрина абсурда и вопиющего наплевательства по отношению к собственной культуре, а значит, к себе самим.

Яма

Идея создания музея Тарковского воодушевила ведущих кинематографистов еще в 1988-м. Двухэтажный дом по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 26, стр. 1, был цел.

В коммунальную квартиру № 2 в 1934 году переехали: отец — поэт и переводчик Арсений Тарковский, мать — редактор и корректор Мария Вишнякова и их дети — двухлетний сын Андрей и только что родившаяся дочь Марина. Двухкомнатную коммунальную квартиру навещали известные писатели, поэты, переводчики, художники. В такой среде и формировался талант Андрея Тарковского, прожившего здесь почти 30 лет.

На эти годы пришлось создание первых фильмов «Каток и скрипка», «Иваново детство», начало работы над «Страстями по Андрею» («Андрей Рублев»). Многие эпизоды «щипковского» детства стали частью легендарного «Зеркала». В ту пору сложился и духовный союз отца и сына Тарковских, беспрецедентный в истории искусства по своей конгениальности.

В дело организации музея включились Элем Климов, Олег Янковский, Ролан Быков… Но пока собирались с силами… Союз кинематографистов обеднел. Дом вернулся в ведомство Москвы. Нашли инвестора, тот захотел понастроить себе офисов, а музею выделить «зону». Да тут «сталкер» новой формации и разорился. Примерно в те же времена родилась еще одна красивая идея: сделать музей трехъярусным: на разных этажах разместить экспозиции, посвященные Тарковскому, его соученику по ВГИКу Шукшину и их мастеру Михаилу Ромму…

Тем времени здание ветшало… В 2004-м рухнула крыша. Дом можно еще было спасти (хотя прозорливая Марина Тарковская забрала дверную ручку, прощаясь с надеждой на восстановление). Дом разобрали, бревна свезли в Красную Пахру (там пытались реконструировать кинематографический Дом творчества, да вместо этого его продали).

Но от мысли устроить в Москве Центр Тарковского не отказывались. Выкопали большой котлован под фундамент, который надо было срочно укрепить. Тогда Юрий Норштейн отдал свою денежную премию, полученную от японцев: котлован упрочили бетоном. Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Екатерина Максимова, Глеб Панфилов, Алла Демидова и другие представителя цвета нации подписывали письма разным начальникам с просьбами поддержать-помочь.

В 2007-м к делу подключился московский депутат Евгений Бунимович, благодаря его протекции Лужков написал резолюцию, мол, музею с кинотекой и кинозалом — быть! Так и шло. Чиновники радели о важном культурном предприятии и периодически принимали правильные резолюции.

Вот и в июле 2008-го было принято решение о воссоздании «Культурного центра «Дом Тарковских» (постановление правительства Москвы № 586-ПП). Сроки исполнения: 2009—2011 годы.

А благородное начинание вновь застопорилось. Правильно говорил Горин: «Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь».

Приехавший в 2012-м на празднование 80-летия Тарковского в Библиотеку им. Эйзенштейна Сергей Капков перед камерами клятвенно обещал: «Музею быть!» Объявили тендер на проект. А в конце 2013-го обнаружилось, что проект не принят. Зато план создания культурного центра Тарковских уже был заложен в городскую инвестиционную программу. Стройку должны завершить в 2016 году. Ответственный сотрудник департамента культуры на «Эхе Москвы» заверяла, что в будущем году начнется реставрация музея…

А котлован-ветеран практически без всякой реставрации до сегодняшнего дня являлся памятником этого — в духе Тарковского — безнадежно-горького предприятия. Вокруг ямы, огражденной металлической сеткой, — разнообразный мусор и сухие ветки. Но вместо того, чтобы объявить субботник да и сдвинуть дело с мертвой точки, по ночам, как рассказывают местные жители, к котловану приезжают самосвалы и сбрасывают в яму грунт. Докопаться, чье распоряжение выполняют водители, невозможно. Но не отрицают, что распоряжение было…

Музей. Контекст

Безусловно, музей это не только стены, но люди — не случайные, через кадровое агентство подобранные, а эксперты, инициативные профессионалы.

Пять лет назад московский департамент культуры инициировал создание отдела по организации «Культурного центра «Дом Тарковских» как подразделения Библиотеки киноискусства имени С.М. Эйзенштейна. В штате отдела было несколько сотрудников. Среди них сестра режиссера Марина Тарковская. Разработали концепцию будущего Центра «Дом Тарковских», подразумевающую музейную, научно-исследовательскую, выставочную, издательскую, просветительскую деятельность. И была эта разнообразная деятельность. Проводились Международные междисциплинарные научные чтения «Андрей Тарковский. Контекст». В небольшом зале библиотеки проводились десятки вечеров, тематических показов, лекций, посвященных жизни и творчеству Арсения и Андрея Тарковских. Состоялись и большие юбилейные вечера в Доме кино, в киноклубе «Эльдар». За эти годы удалось выявить ранее неизвестные киноматериалы. Среди них уникальные артефакты. К примеру, два любительских фильма о съемках фильма «Андрей Рублев» (авторы — Лазарь Лазарев и Павел Сафонов), материал, не вошедший в документальный фильм «Три Андрея» (1966, автор — Владилена Мусатова). Приобретались (иногда на собственные деньги) редкие архивные материалы (недавно свой архив хранителям отдала первая жена Андрея Тарковского Ирма Рауш). Продолжается создание кинолетописи. Исследователи записывали большие интервью с одноклассниками Тарковского, сокурсниками и друзьями режиссера, его коллегами. Были проведены выставки.

Очередная выставка, посвященная Тарковским, должна была развернуться в эти дни во время фестиваля «Московская премьера» в стенах Библиотеки им. Эйзенштейна. Но руководство библиотеки от выставки отказалось. Более того, сотрудники отдела по организации «Культурного центра «Дом Тарковских» вместе со своим руководителем киноведом Вячеславом Шмыровым были вынуждены уволиться. Еще раньше ушла Марина Тарковская (у нее также собраны драгоценные семейные реликвии, но не будет же она отдавать их в кочующее бесприютное собрание).

Это еще один печальный сюжет в долгой истории гипотетического музея. Не буду утомлять вас бюрократической казуистикой. Скажу лишь, что хранителям наследия режиссера, по их словам, приказали за месяц все собранные по крупицам материалы (включая фотографии и документы) «музеефицировать». Что, по существу, невозможно. Консультант из Музея изобразительных искусств имени Пушкина отвела минимум 3—5 месяцев на подобную скрупулезную работу. Так что, скорее всего, не нужен библиотеке отдел Тарковского, только головная боль от него.

Да и сам несуществующий музей отфутболивают из ведомства в ведомство. Недавно, например, попытались передать в подчинение сети «Московское кино». Решили превратить «Дом Тарковских» в филиал кинотеатра? И потом считать «поголовье» зрителей как свидетельство успешности и окупаемости затрат? А еще собирались устраивать музей по опыту «Дома Гоголя». Но что конкретно имеют в виду чиновники — тайна необъяснимая. Как реставрация ямы.

Выставка «Дом Тарковских. Контуры московского музея» все же откроется в киноклубе «Фитиль». Там можно увидеть раритетные материалы (рукописи, документы и фотографии Андрея Тарковского, относящиеся к 60-м годам — периоду работы над «Ивановым детством» и «Андреем Рублевым»), первые теоретические работы (в частности, машинопись с авторской правкой статьи «Запечатленное время»), картины, рисунки и фотографии, принадлежащие Павлу Сафонову (он работал художником комбинированных съемок на «Андрее Рублеве»), живописные и графические эскизы художника Андреа Крисанти («Ностальгия»), реквизит к «Зеркалу» и «Сталкеру», сохраненный верным художником по костюмам Неллей Фоминой…

Вот чего не понимаю. Зачем одной рукой подписывать распоряжение о скорейшем строительстве музея, другой — давать команду закапывать котлован, третьей — разгонять компетентных экспертов? Может быть, у кого-то есть свое видение будущего музея? Что именно в следующем году будет возводиться по адресу: 1-й Щипковский пер., д. 26? Не уникальный музейно-кинематографический центр, привлекающий поклонников творчества Тарковских со всего мира? Офисный центр с «музейной зоной»? Заурядный ДК? Сетевой многозальник, каждый зал которого будет носить имя одного из фильмов Тарковского?

У меня вот какое предложение к устроителям выставки. Сделайте одним из экспонатов альбом, в котором посетители могли бы написать: зачем им нужен этот Центр, какими они видят его «контуры»?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow