СюжетыКультура

Адвокаты и дьяволы

Сюжет американского сериала может быть взят из российских новостей, но развязка будет другой

Этот материал вышел в номере № 93 от 22 августа 2014
Читать
Сюжет американского сериала может быть взят из российских новостей, но развязка будет другой
Изображение

Фото: Кинопоиск

Телесериал «Хорошая жена» (The Good Wife). США, 2009–2014.

Жанр и действующие лица:юридическая драма с элементами политического детектива, офисного триллера и мелодрамы; действуют судьи, адвокаты, прокуроры, присяжные, свидетели, а также политики разных рангов и многочисленные простые (и непростые) граждане Чикаго, обратившиеся за юридической помощью.

Кто придумал:Мишель и Роберт Кинг.

Кто участвует: Джулианна Маргулис (сериалы «Скорая помощь» и «Потерянная комната»), Джош Чарльз («Общество мертвых поэтов»), Кристин Барански («Чикаго», «Клетка для пташек»), Алан Камминг («Эмма», «Дети шпионов»), Майкл Дж. Фокс («Назад в будущее», «Военные потери»), Натан Лэйн («Клетка для пташек», «Моральные ценности Аддамсов»), Джейсон О'Мара (сериалы «Ищейка», «Терра Нова», «Жизнь на Марсе») и др.

Продолжительность: 5 полных сезонов, заказан 6-й.

Происшествия и скандалы: К середине 5-го сезона исполнитель одной из ролей решил покинуть шоу. По этой причине создатели сериала шокировали его поклонников, убив любимого персонажа и эффектно повернув сюжет в неожиданном направлении.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Читаем в новостях: В Волгоградской области жена прокурорского работника Чубукова задержана в ходе передачи взятки. Ей передавали деньги — предположительно для мужа: чтобы тот возбудил дело, которое он вроде и так обязан был возбудить… В общем, история только начинает раскручиваться, и еще неизвестно, дойдет ли до суда и будет ли наказана прокурорская супруга. А мы тем временем смотрим американский сериал про Алисию Флоррик (Джулианна Маргулис), образцовую жену прокурора штата Иллинойс.

Надо признать, сам Питер Флоррик не был образцовым мужем, поскольку изменял. И его посадили. Не за походы налево, конечно, а за коррупцию. В отличие от реальной супружеской измены прокурора, его коррупция — выдумка политических врагов. Как бы Алисия ни злилась на неверного благоверного, она знает: посажен муж ни за что и надо его вытаскивать. А поскольку Питер — прокурор честный, он не оставил жене секретного банковского счета на Каймановых островах. Так что Алисии, домохозяйке и матери двоих детей, теперь надо самой зарабатывать на жизнь. Смахнув пыль с диплома юриста, героиня принимает предложение давнего приятеля Уилла Гарднера (Джош Чарльз) и устраивается в его адвокатскую фирму «Локхарт & Гарднер». Когда-то, в позапрошлой жизни, Алисию считали перспективным юристом, но теперь, чтобы героиню оставили в штате после испытательного срока, ей надо отлично работать.

Это была завязка истории. Далее драматическое шоу развивается одновременно как «горизонтальное» (борьба за освобождение Питера и его дальнейшая административная карьера) и как «вертикальное» (каждая серия — новое дело Алисии; такая разновидность шоу называется процедурал). Прибавьте к этому сквозную тему подковерной борьбы в эшелонах власти штата Иллинойс. Прибавьте внутренние конфликты двух соучредителей фирмы «Локхарт & Гарднер» и тех же соучредителей — уже с сотрудниками. В итоге вы получите увлекательное, разветвленное, сложносочиненное действо, которое разворачивается на телеканале CBS вот уже пять лет.

На некоторое время отвлечемся от истории миссис Флоррик. Кто, по-вашему, сегодня самый популярный герой англоязычного сериала? Верно: полицейский, в форме или в штатском. А кто второй по популярности? Думаете, вампир? Маньяк? Доктор? Нет. «Если у вас правильный адвокат, то у нас самая лучшая правовая система в мире!» — эту фразу в сериале «Правосудие» (Justice, 2006) недаром произносит глава юридической фирмы Рон Тротт.

Мистер Тротт, конечно, циник и позер, но дело свое он знает. Хотя средний американец не любит адвокатов, считая их ловкачами, сам судебно-юридический жанр на Западе сегодня имеет отличные рейтинги. В глубине души обыватель примеривает телевизионные ситуации к своим обстоятельствам и надеется: если припрет, он тоже наймет такую же акулу, как на экране, и опытный сутяга поможет ему обойти мины на правовом поле. Прошли те времена, когда представителей адвокатского сообщества держали в сериалах на периферии. Успех «Практики» (The Practice, 1997–2004, 8 сезонов) и ее спин-оффа, то есть «бокового» ответвления, «Юристы Бостона» (Boston Legal, 2004–2008, 5 сезонов) изменил расстановку сил. Уже никого не удивит, когда после окончания сериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad) из всех персонажей, оставшихся в живых, право на новый телепроект получает жуликоватый адвокат Сол Гудман. А если это шоу потерпит неудачу, на место выбывшего телебойца заступит его коллега в таком же деловом костюме и с дипломом Гарварда — или даже без: как, скажем, в набирающем популярность драматическом шоу «Форс-мажоры» (Suits)…

Вернемся, однако, к сериалу «Хорошая жена». В юридической конторе, где Алисия в итоге получает должность (а позднее и полноправное партнерство), работают далеко не ангелы: защитники на экране выглядят порой не слишком эстетично, когда пролезают в зазор между буквой закона и его духом. Нередки эпизоды, в которых персонажи конфликтуют друг с другом из-за выгодных клиентов. Рассказывая о перипетиях «Локхарт & Гарднер», авторы психологически достоверно, в деталях показывают «изнанку» судопроизводства и не боятся рассказывать об уловках защиты; некоторые из них, увы, позволят отвести меч Фемиды и от тех, кому следует сидеть в тюрьме (подобные ситуации вгоняют Алисию в депрессию). Однако для спасения невиновных те же адвокаты перелопатят сотни томов законов и будут готовы бросить вызов кому угодно — хоть корпорациям, хоть Пентагону, хоть ФБР… А кроме юридической линии в сериале есть еще и богато аранжированная мелодраматическая линия: у отношений Алисии с Уиллом непростой бэкграунд и непредсказуемое будущее…

Тут следует прерваться: те, кто сериал смотрит, знает, о чем идет речь, а тем, кто еще не посмотрел, не будем портить удовольствие спойлерами. Заметим лишь, что, хотя в сериале много ярких персонажей, все значимые сюжетные линии завязаны на героине. Кстати, известно ли вам, что для Джулианны Маргулис подступом к образу Алисии была другая, тоже адвокатская роль — в шоу «Закон Кентербери» (Canterbury's Law, 2008)? Там у нее была похожая героиня, Элизабет, но зрители ее не оценили. Зато за роль «хорошей жены» Маргулис получила и «Эмми», и «Золотой глобус».

Рассказ об американском сериале мы начали с примера, взятого из российских новостей. Нетрудно догадаться, что отечественные адвокаты будут вести себя не так, как персонажи «Хорошей жены». Для наших зрителей «познавательная» ценность подобных шоу, увы, не слишком велика. И не только потому, что российская судебная система отличается от американской, которая зиждется на прецедентном праве и реальной состязательности сторон. В нашем случае, где независимость суда похожа на артефакт, а права защиты в основном формальны, даже лучший спец по гражданскому или уголовному праву может оказаться бессилен. И все-таки мы ныне смотрим сериалы, подобные «Хорошей жене», с неослабевающим интересом. Оптимисты надеются, что когда-нибудь наша реальность придет в соответствие с тем, что они видят на экране уже сейчас. А пессимисты смотрят англоязычные юридические сериалы просто как разновидность увлекательнейшей science fiction из жизни инопланетян.

Роман АРБИТМАН

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow