СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 90 от 15 августа 2014
Читать
Культурные события следующей недели

Руки Уэйна Эскоффери держат саксофон уже 28 лет, с тех пор, как в 11-летнем возрасте, будучи участником школьного хора TheNewHavenTrinityBoysChoir, взял свой первый частный урок. Собственный стиль музыканта, сформированный под влиянием титанов вроде Джона Колтрейна, Майкла Брекера и Уэйна Шортера, эффектно примиряет миры классического и современного джаза, что неудивительно: среди непосредственных наставников Эскоффери в The Thelonius Monk Institute of Jazz Performance при бостонской консерватории Новой Англии значатся Рон Картер и Кларк Терри, Джимми Хит и Джордж Колман. Список удачных коллабораций и тех, с кем Эскоффери успешно гастролировал, впечатляет не меньше. Тут и Mingus Big Band, и The Lonnie Plaxico Group, и Ben Riley's Monk Legacy Septet, и сам Херби Хэнкок. Сегодня его тенор-саксофон — один из самых востребованных в Штатах. И не только: сегодня вечером в арт-кафе «Дуровъ» состоится концерт Уэйна Эскоффери при участии трио Олега Бутмана. Обычно музыкант выступает квинтетом — в сопровождении ударных, баса и фортепьяно, к которым добавляются электронные текстуры цифровых клавиш. Сегодняшний концерт в рамках проекта Jazz In Motion, серии еженедельных концертов лучших российских и зарубежных джазовых музыкантов, пройдет в более классической составе, к тому же джемовом, а значит, помимо номеров с сольных альбомов Эскоффери, стоит ожидать много джазовых стандартов и, соответственно, самобытных импровизаций.

Ул. Павловская, 6. Начало в 20.00.

И они немного волнуются

Групповая выставка пермских художников «Все немного волнуются» в рамках Московской международной биеннале молодого искусства — это визуальное размышление о неопределенности ощущении, столь свойственном людям в юности, когда идет процесс становления и формирования личности. Авторы выставки только начинают свой путь, и не удивительно, что их произведения повествуют о зыбких душевных состояниях, страхах и предчувствиях. Добавить к этому, пожалуй, нечего: имена художников, чье понимание изобразительного в самом широком смысле искусства представлено в галерее «Нагорная», ничего не скажут даже самым вовлеченным любителям совриска. Но тем интереснее, ибо энергия молодости — а она там, безусловно, есть — не нуждается в пафосе имен.

Ул. Ремизова, 10. До 28 августа.

Аарон Шварц — американский интернет-активист и визионер от новых технологий, который покончил собой в январе прошлого года. Ему было 26 лет. В 12 Шварц запустил проект TheInfo (предшественник Википедии). Позже участвовал в развитии проектов, без которых невозможно представить современный интернет: Reddit, RSS, Creative Commons и Open Library. Деятельность Шварца была направлена на открытие общего доступа к информации. В частности, он боролся с интернет-цензурой и создал сайт Watchdog, чтобы собирать данные об американских политиках, стал соучредителем группы Demand Progress, помогающей защищать гражданские свободы. А затем активист подвергся уголовному преследованию за несанкционированное скачивание миллионов академических работ. Хотя он не собирался извлекать из этого выгоду, он просто верил, что информация и знания должны быть доступны каждому. Подвергшаяся взлому цифровая библиотека отказалась от иска, но следствие продолжало угрожать многолетним заключением. Последним выигранным боем Шварца стала всем известная блокировка нашумевшего закона SOPA, противоречащего современной концепции свободного интернета. 15 августа во дворе Института Стрелка организаторы международным фестивалем нового документального кино о музыке Beat Film Festival покажут документальный фильм «Дитя интернета: История Аарона Шварца». Среди героев фильма —изобретатель интернета Тим Бернерс-Ли, канадский блоггер-правозащитник и автор авторитетного журналат Wired Кори Доктороу, профессор стэнфордского университета и основатель Creative Commons Лоуренс Лессиг. Международная премьера фильма «Дитя интернета» состоялась на фестивале Sundance, а в июне 2014 года он вышел в прокат в кинотеатрах Америки. В России такие фильмы практически не имеют прокатной судьбы, тем ценнее возможность увидеть его. Вход свободный по предварительной регистрации на сайте http://barstrelka.timepad.ru/event/137912.

Берсеневская наб., 14, стр. 5А. Начало в 22.00.

Для тех, кому за…

Резонно решив, что не хипстером единым…, парк искусств «Музеон» запустил досуговые дела для людей почтенного возраста. Где тот, порог, за которым количество прожитых лет считается почтенным, каждый определяет для себя сам, равно как и то, к какой из групп присоединиться. Таковых несколько. По средам, с 18.00 до 21.00, в летнем кинотеатре парка проводятся танцы. По вторникам, но уже утром, с 10.00 до 11.30, — занятия йогой. Для них выделена деревянная терраса на Крымской набережной, причем коврики для йоги предоставляются на месте. Ну а памятник Деду Мазаю является по четвергам, с 16.00 до 19.00, и воскресениям, с 18.00 до 20.00, местом сбора для любителей живописи на плэнере, которым будет предоставлено все необходимое для рисования. Все занятия на свежем воздухе проводятся абсолютно бесплатно.

Материалы для рисования предоставляются на месте.

Крымский вал, 10.

«Третьяковка»продолжает открывать свои запасники. Во второй половине XIX века станковая картина стала доминировать над всеми видами изобразительного искусства, а в графике особую роль приобрел подготовительный эскиз. Новое поколение художников решало в эскизах принципиально важную творческую задачу — «сочинение» такой четкой и лаконичной композиции, в которой ясно был бы обозначен сюжетный стержень картины. Выставка «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина» из фондов графики XVIII — начала XX века позволяет зрителю заглянуть в творческую кухню художников былых времен и чуть ли не пошагово — от рождения замысла до его воплощения на полотне — проследить, как появлялись великие картины, ставшие не только важной частью истории российской живописи, но практически местного фольклора — на уровне непосредственности восприятия уж точно. Ну кто возьмется спорить, что это не так, если речь идет о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова, «Боярыне Морозовой» Василия Сурикова, «Похищении Европы» Валентина Серова и «Демоне поверженном» Михаила Врубеля. Эскизы и беглые наброски этих мастеров, а также Репина и Бруни, Поленова и Ге, Борисова-Мусатова и др., — многие из них по степени завершенности, мастерству исполнения и художественной выразительности не уступают своим живописным аналогам, являясь шедеврами композиционного академического рисунка. Своеобразным эпиграфом выставки является корпус подготовительных рисунков к полотну «Явление Христа народу (Явление Мессии)» Александра Иванова.

Лаврушинский пер., 10. До 9 ноября.

Четыре всадника Апокалипсиса появляются в шестой главе Откровения Иоанна Богослова, поочередно неся за собой войну, голод, чуму и смерть — вослед снятию Иисусом первых четырех печатей из семи в Книги Жизни. Святой хаос и разрушение в мире — их тема, которая сегодня вечером будет подхвачена музыкой. «Рыцари Апокалипсиса», как называется концерт, — Чума на белом коне, Война на рыжем, Голод на вороном и Смерть на бледном — ворвутся под купол Евангелическо-лютеранского кафедрального соборе св. апостолов Петра и Павла нынче вечером, 15 августа, произведениями Баха, Хиндемита, Петра Эбена и Дьёрдя Дилеги в фантастической обработке для органа, солистов и ансамбля волынщиков. Выступление последних — группы [:FEUERTANZ:], а также Людмила Кружковой (виолончель), Владимира Магалашвили (орган), Егора Колесова (орган), Иван Ипатов (фортепиано) и Татьяны Ланской (сопрано) будет сопровождаться видеонсталляцией Пабло Хименеса, к творческим поискам которого стены собора Петра и Павла уже привыкли. Уместно напомнить, что всадники апокалипсиса являются всего лишь «предвестниками» еще худших событий, которые произойдут позже.

Старосадский пер., 7. Начало в 22.00.

Пока некоторым не с кем поговорить с тех пор, как Ганди умер, индийское посольство празднует 66-ю годовщину независимости Индии, непосредственным руководителем и идеологом движения за которую старик Махатма, как известно и был. Откроет череду торжеств День Индии в Москве 16 августа в парке Сокольники. Любителей, как говорится, экзотики ждут живые импровизации на древних музыкальных инструментах, спектакль, знакомство с ведической традицией, участие в программе из танцев, пения мантр, медитации, возможности переодеться в индийскую одежду, украсить себя росписью по телу — мехенди и гопи-дотс, вегетарианских угощений и мастер-классов по ведической кулинарии, консультаций астрологов и нумерологов. В общим, типичные народные гуляния в индийском вкусе. Вход свободный.

Сокольнический вал, 1, стр. 1. Начало в 12.00.

В Государственном центре современного искусства открылась, буквально вчера, первая в России экспозиция швейцарского современного искусства из коллекции Музея современного искусства Мигрос. Практики художников, представленных на выставке, получившей название Kulturprozent, так или иначе связанные с поисками нового языка в искусстве — иначе в современном искусстве ну просто нельзя. Эксперименты в живописи и скульптуре, инсталляции, фотопроекты и видеоработы — среди показываемых в Москве произведений стоит отметить масштабную инсталляцию Валентина Каррона Rance Club IV («Клуб бельгийского мрамора IV»), один из знаковых объектов прошлогодней Венецианской биеннале, который затрагивает проблему аутентичности «памятников» культурного наследия: их фрагменты воспроизводятся в недолговечных материалах. Творчество Урса Фишера, одного из самых известных швейцарских художников, представлено его ранней работой Leite («Стремянка»), соединяющей реди-мейд с искусственной, живописной тенью на стене. Два произведения Памелы Розенкранц, которая будет представлять Швейцарию в Венеции в 2015 году, демонстрируют приверженность художницы игре с образами, заимствованными как из мира рекламы, так и из истории искусства 20-го столетия. Тему перформативных объектов, возводимых в ранг произведения искусства, подхватывают Сан Келлер, Фишли и Вайс. Важное место в экспозиции занимают видеоработы, документирующие уже ставшие историческими перформансы Хайди Бухер и Романа Зигнера, аудиовизуальные инсталляции Уго Рондиноне, Стефана Бургера и дуэта Лутц и Гуггисберг, ироничные видеоэкскурсии «по Овальному кабинету с Джорджем Бушем мл.» Кристофа Бюхеля и по «маминой квартире» Коста Вече. А название выставки, к слову, должно подчеркивать «культурный процент» Швейцарии в мире — в пику привычному банковскому.

Ул. Зоологическая, д. 13, стр. 2. До 5 октября.

Романтик, скандалист, эстет и временами поэтический мизантроп (не без словесной хромоты, что уж) Дельфин смотрит на абсурдный мир взрослых глазами ребенка, постигающего истину вместе с выбитыми зубами в попытке пробиться через злобу и эгоистичность, чувствующего заезженную банальность «Жизнь вообще несправедлива» через механические IDM-ритмы, лиричные синтезаторные синти-коконы и пронзительные industrial-гитары. Сегодня вечером Дельфин будет резюмировать «невыносимую легкость бытия» на материале основательной пластинки «Существо» трехлетней давности — и более ранних альбомов, благо у него их шесть. Полуторачасовой драйв исповедальной откровенности и недоходчивых диссонансов случится в клубе «Б2».

Ул. Большая Садовая, 8. Начало в 21.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow