Сюжеты

Почему популярный поисковик так настойчиво подсказывает, как уехать на войну

Интересная закономерность: если вбить в поисковике «Яндекс» начало фразы «как записаться…» или «как попасть…», в числе первых и самых популярных вариантов продолжения запроса поисковик выдаст «…в ополчение Донбасса».

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 90 от 15 августа 2014
ЧитатьЧитать номер
Политика

Мария Епифановасобкор в странах Балтии

 

Интересная закономерность: если вбить в поисковике «Яндекс» начало фразы «как записаться…» или «как попасть…», в числе первых и самых популярных вариантов продолжения запроса поисковик выдаст «…в ополчение Донбасса».

В течение суток разные люди отправляли нам скрины, сделанные с разных компьютеров из разных географических точек. Результаты во всех случаях примерно одинаковые: на запрос «как записаться» подсказка про ополчение всегда появляется в первой тройке (конкурируя с запросами «как записаться к врачу через интернет», «как записаться к врачу» и «как записаться в детский сад»), на запрос «как попасть» — первой или второй.

Мы задались вопросом — неужели желающих попасть в ополчение больше, чем желающих попасть к врачу, в школу, на автокурсы, в какой-нибудь институт или на концерт? В «Яндексе» нам сообщили: подсказки формирует автоматическая система, которая анализирует большой объем информации, — вручную этим никто не занимается.

Как именно работает эта автоматическая система, в компании «Яндекс» не раскрывают из соображений безопасности — чтобы не упрощать жизнь тем, кто запускает ботов. Но базовые принципы известны.

— На ранжирование поисковых подсказок может влиять много факторов, в том числе персонализация и история предыдущих поисковых запросов пользователя, — сообщили «Новой» в пресс-службе компании. — Кроме того, ранжирование подсказок зависит от того, в каком городе находится пользователь. Еще могут повлиять время суток и день недели, происходящие в мире события, устройство, с которого задается запрос, и многие другие факторы.

В официальном блоге «Яндекса» сообщается, что списки новых подсказок обновляются регулярно — не реже чем раз в день.

Как показывает мониторинг, проведенный нашими читателями, результаты действительно зависят от региона, в котором находится пользователь — так, начиная с четвертой-пятой строки поиска разброс вариантов подсказок очень большой. Однако «ополчение Донбасса» стабильно присутствует в топ-3 самых популярных подсказок — причем даже у тех пользователей, которые заходят в поисковик «Яндекса», находясь в Европе.

Если мы примем за аксиому, что система «Яндекса» — это некий барометр, который не формирует, а отражает популярность запросов, то зафиксированный нашими читателями факт может иметь два варианта истолкования.

Либо на повышение популярности запроса про ополчение Донбасса работает целая армия ботов. Либо интересующихся ополчением действительно настолько много, что они вывели подсказку в топ.

Интересно, что в поисковике Google подсказки работают иначе и Донбасс не предлагают. Эксперты считают, что это связано с охватом аудитории, по которому «Яндекс» значительно превосходит Google, которым пользуются, преимущественно, более политически нейтральные граждане.

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera