СюжетыКультура

Соблазни доктора!

На экранах «Большая афера» Дона МакКеллара, скромная комедия о пышной лжи

Этот материал вышел в номере № 90 от 15 августа 2014
Читать
На экранах «Большая афера» Дона МакКеллара, скромная комедия о пышной лжи
Изображение

Кадр из фильма. Фото с сайта kinopoisk.ru

Заштатный портовый городок нуждается в штатном докторе. Без него не разрешат открыть фабрику, и значит, жизнь в Тикл Хэд, некогда благополучном, а ныне вымирающем рыбацком поселке окончательно захиреет. Когда обнаруживается красавчик доктор Пол Льюис (Тейлор Китч), сосланный в эту «дыру» на месячный «исправительный срок», местный житель Мюррей Френч (Брендан Глисон) подключает весь город, чтобы обольстить молодого специалиста. Заставить его полюбить их захудалый порт… ну его обитателей, разумеется.

Лауреат Каннского кинофестиваля («Последняя ночь») Дон МакКеллар в кинематографе чувствует себя, как рыба в воде. Он не только режиссер, но и оператор, актер, сценарист, продюсер. Предпочитает истории, в которых бытовое, повседневное разбивается на осколки непредвиденного форс-мажора. Его «Последняя ночь» — самая оптимистичная из апокалипсических киноисторий. Ведь в ожидании полуночного «конца света» у героев фильма есть несколько часов для осуществления самых невероятных желаний.

Канадская гавань Тикл Хэд — из тех, что и на карте не найти. Но у поселка своя история, просоленная, надышанная морем. Под крышей каждого дома витают мифические и в то же время реальные судьбы предков-рыбаков — тех, что на протяжении столетий выходили на битву с безжалостной стихией, растили детей, любили своих женщин. И уважение соседей было неотделимо от собственного человеческого достоинства. Флер этой приподнятой на котурны романтики прошлого лишь подчеркивает утлую трагифарсофость дня нынешнего.

Сейчас в Тикл Хэд выживают те, кто из чистого упрямства не бежит в город. Ловля запрещена, унизительная очередь за пособиями по безработице вьется бесконечной змеей от дома мэра между ветхими жилищами безработных. Жители подворовывают электричество, задыхаются от безделья и мечтают о создании завода по переработке вторсырья… Но кто ж его в этой дыре построит, дело не только во взятках (да-да, коррупция процветает не только в России). В этой деревне («Не деревне, а гавани!» — с возмущением поправят вас жители) даже доктора нет. Попробуй заманить специалиста с дипломом на завязший в прошлом край света, где ни интернета, ни мобильной связи, ни ресторанов и прочих незаметных, но необходимых радостей.

Будет врач — будет завод. Зазвать его мало, надо влюбить его в гавань, соблазнить любой ценой: прослушивать его телефонные разговоры, выяснить пристрастия и слабости… Ублажить, приворожить…

Какой канадец не любит быстрый хоккей! Доктор — фанат… крикета. О боже! — содрогаются местные болельщики, что за бессмысленная уродская игра. Что делать — приходится переделывать весла в биты, шить из простыней белую форму (все розовое отбелить!) и на разрисованном известью холме изображать диковатые иннингсы, потом до ночи смотреть в пабе трансляцию чемпионата, от которого зевота зубы сводит. Нет-нет, мы обожаем крикет! Это игра наших отцов!

Подобно Семену Семеновичу Горбункову из «Бриллиантовой руки», доктору тоже устраивают «беспроигрышную» рыбалку, навешивая на крючок тяжеленную рыбу… правда, слегка примороженную в морозилке… ну, видимо… она просто очень глубоко плавает. (Может, оттого, что доктор в этом гоголевском сюжете лицо страдательное, Тейлору Китчу играть практически нечего — в отличие от стихии разнородных страстей и сомнений, в которых буквально купается блистательный Брендан Глисон.)

По сути, вся многодневная акция, в которой участвуют и стар и млад, напоминает рыбную ловлю: надо подсадить «большую рыбу» — столичного доктора — на крючок, да и внушить ему, что место в их «лодке» с названием Тикл Хэд — самое для него наилучшее. Да и гавань, словно невеста, должна приглянуться заезжему жениху, и в самом деле она день ото дня становится все привлекательнее: и мусор прибран, и дома покрашены-почищены, и лампочки на пирсе зажгли… Да и местные неудачники, недавно еще забивавшиеся в свои тоскливые углы в компании пива и телевизора, сегодня с горящими глазами собираются прорабатывать нюансы операции. Во всенародном безумном порыве: «Соблазни доктора» — начинает брезжить надежда наполнить череду беспросветных будней смыслом, осуществить мечту…

Изображение

Кадр из фильма. Фото с сайта kinopoisk.ru

Фильм МакКеллара стоит в ряду социальных британских комедий вроде «Девушек с календаря» или «Мужского стриптиза», в которых герои бросают вызов безработице и прочим социальным невзгодам, вытворяя что-то «из ряда вон». Степенные матроны снимаются обнаженными для календаря, выброшенные на улицы рабочие сталелитейного завода устраивают стриптиз, а жители заморенного кризисом города обманом затягивают в свои сети городского лекаря.

Он и сам «обманываться рад» — прочь косметология, долой все искусственное. Ему кажется, что тут-то все настоящее — и импланты, и сотворенные его руками улыбки. В отличие от любого столичного муравейника, в Тикл Хэд просто неуместно дежурное «Как дела?», здесь все про всех и так известно.

В воздухе повисает только один вопрос: долго ли просуществует здание, возведенное на фундаменте приятной во всех отношениях лжи? И можно ли, обманывая других, остаться честным с самим собой. Моральная дилемма, которая Бродским решалась бескомпромиссно — «…и в полынье лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье», для разрешения требует от инициаторов «Большой аферы» недюжинных усилий — ведь от успеха или провала операции зависит будущее их детей.

Слоган фильма: «120 отъявленных лжецов нуждаются в хорошем докторе». Очень своевременно. Почему мне кажется, что эта непритязательная комедия с отличным актерским ансамблем сегодня ко двору в нашей ненадежной психодромной действительности? Смотря на эти безобидные ухищрения запутавшихся в неправде людей, я вспоминала одну достопамятную цитату: «Чем грандиознее ложь, тем легче ей готовы поверить». Сказавший эти слова, успешно (до какого-то момента) осуществлял этот наказ, превращая в ад не только Германию, но и весь мир.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow