СюжетыПолитика

С места в барьер

Выборы губернатора Петербурга, похоже, закончились, так и не начавшись

Этот материал вышел в номере № 83 от 30 июля 2014
Читать
В Санкт-Петербурге на выборы 14 сентября зарегистрированы только пятеро кандидатов, включая врио губернатора Георгия Полтавченко. При этом четверо его соперников — технические кандидаты, «собравшие» подписи депутатов для прохождения «муниципального фильтра» исключительно по воле Смольного. Впрочем, именно для того, чтобы допускать к выборам только тех, кому позволит власть, — в свое время и создавался «муниципальный фильтр».
Изображение

В Санкт-Петербурге на выборы 14 сентября зарегистрированы только пятеро кандидатов, включая врио губернатора Георгия Полтавченко. При этом четверо его соперников — технические кандидаты, «собравшие» подписи депутатов для прохождения «муниципального фильтра» исключительно по воле Смольного. Впрочем, именно для того, чтобы допускать к выборам только тех, кому позволит власть, — в свое время и создавался «муниципальный фильтр».

Одно время в Петербурге говорили о возможности «московского варианта» — при котором, как на прошлогодних выборах мэра Москвы, могли дать зарегистрироваться реальным претендентам. Но опыт Сергея Собянина (который допустил к выборам Алексея Навального, Сергея Митрохина и Ивана Мельникова и чуть не поплатился за это вторым туром) был, без сомнения, внимательно изучен в Смольном и признан рискованным. Поэтому принцип «Уйти, чтобы остаться», когда губернатор подает в отставку, чтобы тут же испросить у президента позволения баллотироваться на собственное место, — как можно предположить, был дополнен принципом «Чужие здесь не проходят». То есть не проходят даже процедуру регистрации в кандидаты.

Относительно первого принципа стоит заметить, что, если губернатор подает в отставку, это значит, что он не может или не хочет занимать эту должность. Не справляется с работой, не может делать то, что он считает нужным, слаб здоровьем, устал, утратил интерес и так далее. Во всех вариантах он не должен претендовать на свое бывшее место. При этом российское законодательство вводит именно такой запрет для «отставников», ограничивая их пассивное избирательное право! Президент, ушедший в отставку, не имеет права баллотироваться на назначенных в связи с этим досрочных выборах. Мэр, ушедший в отставку, — тоже. А губернатор — может, если разрешил президент. Что не только лукаво, но и, как представляется, незаконно: избирательные права граждан не могут зависеть от занимаемой должности…

Что касается второго принципа, то главную сложность в преодолении «муниципального фильтра» в Петербурге составляла не столько необходимость набрать 10% подписей от муниципальных депутатов (156), сколько необходимость «охватить» три четверти муниципалитетов (84 из 111). И было ясно, что единороссы (имеющие подавляющее большинство муниципальных депутатов) применят тактику «блокирующего пакета»: заставят всех депутатов из 28—29 муниципалитетов подписаться за Полтавченко и выбранных им спарринг-партнеров. После чего никто больше выдвинуться не сможет даже теоретически.

В итоге, не желая договариваться о милости со стороны единороссов, лидер «яблочной» фракции в Законодательном собрании Григорий Явлинский отказался баллотироваться вообще, а депутат Госдумы от эсеров Оксана Дмитриева сделала попытку собрать подписи без договоренностей. Но неудачную: даже переданные ей подписи муниципалов от «Яблока» и части независимых депутатов не позволили и близко подойти к «проходному барьеру».

Стоит отметить, что представители единороссов с самого начала уверенно говорили, что «Дмитриеву на выборы мы не пустим». Их опасения были понятны: у Дмитриевой были шансы если не обыграть Полтавченко (который никогда в жизни публичным политиком не был и в прямой дискуссии потерпел бы сокрушительное поражение), то уж точно довести дело до второго тура.

Тот факт, что выборы без участия Дмитриевой превращались в фарс, как и то, что происходящее — признак откровенной трусости в Смольном, был уверенно проигнорирован. Как и обвинения в сомнительной легитимности того, что 14 сентября будет именоваться «выборами губернатора».

По всей видимости, сверху поступила команда обходиться без соблюдения приличий: главное — результат, а как он достигнут — не важно. Видимо, если президент поддержал — это и есть легитимность…

Примечательно, кто был допущен на губернаторские выборы в качестве спарринг-партнеров Полтавченко.

Это бывший таможенный чиновник, а ныне пенсионер, Тахир Бикбаев (доселе никому в городе, включая специалистов, не известный в качестве политика).

Это лидер городского отделения очередного «путинского спецназа» — партии «Родина» — Андрей Петров, ставший представителем «Луганской республики» в Петербурге и немедленно занявшийся сбором для нее радиостанций, бронежилетов, биноклей и прочего снаряжения, «необходимого для ведения боевых действий».

И это два депутата городского парламента — Ирина Иванова от КПРФ и Константин Сухенко от ЛДПР. Оба они — милейшие люди, но никакой опасности для Полтавченко не представляют, да и назвать их оппозиционерами было бы слишком смелым утверждением. Иванова, впервые избравшаяся депутатом в 2011 году, в качестве городского политика известна пока лишь очень узкому кругу лиц, а Сухенко, хоть и отбывает уже четвертый депутатский срок, вместе со всей своей фракцией образует нерушимый блок с единороссами и голосует в Законодательном собрании практически неотличимо от них…

Точно так же приличия оказались полностью отброшены на муниципальных выборах, которые в Петербурге пройдут в один день с губернаторскими.

Сперва оппозиционеров не допускали в избиркомы, попросту не давая им сдать документы, — комиссии превращались в засекреченные и неприступные крепости, или запертые на амбарные замки, или охраняемые откровенными «братками».

Затем оппозиционерам, которые все-таки прорвались в комиссии и смогли сдать документы, начали отказывать в регистрации по абсурдным обстоятельствам. От неуказания в финансовом отчете адреса отделения Сбербанка, где открыт избирательный счет (притом что это отделение определяет сама избирательная комиссия, посылая туда кандидата открывать счет), и до отсутствия в подписном листе названия района, где живет кандидат в депутаты. Зато единороссы, ясен пень, никаких проблем с регистрацией не имеют.

Опять же, и это прогнозировалось: именно для этих целей и писались безумно длинные и запутанные избирательные законы, где выдвижение кандидатов обставлено необходимостью выполнения множества явно избыточных бюрократических процедур и заполнения множества документов. С очевидным расчетом на то, что оппозиционеры где-нибудь да ошибутся, не заметят в законе какой-нибудь хитро расставленной ловушки, не выполнят какой-нибудь формальности.

Например, в одной статье закона предписано сдать в избирком финансовый отчет, а в другой, отстоящей от нее на десятки страниц, — дополнительно указано, что отчет надо представить не только на бумаге, но и в «машиночитаемом виде», то есть на диске или флешке. Не представил? Не будешь зарегистрирован…

Понятно, что таким путем готовятся к следующим выборам губернатора: чтобы и через пять лет никто из «чужих» не смог преодолеть «муниципальный фильтр». Хотя никто не знает точно, что будет через пять лет: еще ни разу выборы дважды подряд не проходили по одним и тем же правилам.

Ну а о чем вспоминается с ностальгией — так это о выборах 1990 года, когда для выдвижения кандидатом в депутаты любого уровня достаточно было принести в избирательную комиссию кроме паспорта и справки с работы протокол собрания отдела или лаборатории о своем выдвижении. Этим формальности и ограничивались.

Правда, результат тех выборов в Ленинграде для КПСС оказался разгромным. О чем их преемники из «Единой России» (в большинстве своем состоявшие в той партии) хорошо помнят. И никаких вольностей сегодня стараются не допустить.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow