СюжетыПолитика

«За все в жизни надо платить, в том числе за лояльность президенту»

«Новая» попросила известных экономистов и политологов прокомментировать эту новость и объяснить эти 50 миллиардов долларов, которые отсудили у России, на понятных нам примерах

Этот материал вышел в номере № 83 от 30 июля 2014
Читать
«Новая» попросила известных экономистов и политологов прокомментировать эту новость и объяснить эти 50 миллиардов долларов, которые отсудили у России, на понятных нам примерах

Сегодня Третейский суд Гааги частично удовлетворил иск компании бывших акционеров ЮКОСа Group Menatep Limited (Борис Невзлин, Владимир Дубов и другие). GML требовал с России 145 миллиардов долларов компенсации, однако Гаагский суд оценил убытки акционеров почти втрое дешевле. Но Россия, как проигравшая сторона, должна будет также возместить судебные расходы в размере еще 65 миллионов долларов.

«Новая» попросила известных экономистов и политологов прокомментировать эту новость и объяснить эти 50 миллиардов долларов, которые отсудили у России, на понятных нам примерах.

«Печально, что компенсация пойдет из бюджета, а не из карманов околовластных мафиози»

— Я с удовлетворением воспринял решение Международного арбитражного суда в Гааге.

Это первый независимый суд, который рассматривал дело ЮКОСа во всей полноте, с исследованием доказательств и заслушиванием свидетелей.

Выводы предсказуемы для каждого не ангажированного наблюдателя позорных «басманных судилищ». Дело ЮКОСА от начала и до конца есть неприкрытое разграбление успешной компании окологосударственной мафией.

Прекрасно, что акционеры компании получают шанс на компенсацию своих убытков.

Печально, что эта компенсация пойдет из бюджета государства, а не из карманов околовластных мафиози.

Еще раз напоминаю, что я не был стороной в этом судебном процессе и не претендую ни на какие личные финансовые выгоды от его результатов.

| источник: Пресс-центр Ходорковского и Лебедева |

«Если Россия откажется платить — юристы готовы к следующему этапу»

— Я рассчитываю, что группа Groop Menatep Ltd. проявит максимальную активность в получении этих средств, подготовится к этому и использует все юридические возможности для того, чтобы вернулись все эти средства в группу GML, в объеме 50 миллиардов долларов США. Я думаю, акционеры готовы к следующему этапу — если Россия откажется им платить — к поиску и заморозке активов РФ по всему миру.

Если вы помните, РФ была уже в этой ситуации 13 лет назад со швейцарской компанией Noga, но после нескольких публичных арестов российской собственности России все-таки пришлось рассчитаться.

Единственное, что я хочу сказать: ни я, ни мы, ни акционеры ЮКОСа не хотят войны с Россией.

Он отметил, что владельцы Group Menatep Ltd. удовлетворены суммой компенсации, решением суда и «однозначностью его формулировок».

| источник: «Эхо Москвы», по телефону |

Невзлин также выразил готовность договариваться с Москвой о списании части долга в обмен на освобождение Алексея Пичугина и снятие обвинений с него самого.

| источник: «Газета.Ru» |

«Прецедентов такого рода в мире немного»

— Это решение действительно эпохальное. С точки зрения его практического применения экс-владельцам ЮКОСа предстоит преодолеть дистанцию гигантского размера. Совершенно очевидно, что адвокаты Российской федерации подадут апелляционную жалобу. Кроме того, решение, если даже оно вступит в силу, не предполагает автоматического начала исполнительного производства. Сторонам предлагается в течение года самостоятельно урегулировать спорные обстоятельства. Теоретически они могут прийти к мировому соглашению о существенно меньшей сумме, но это только в том случае, если Россия пойдет на переговоры, а акционеры ЮКОСа окажутся уступчивыми.

Если сумма останется прежней, то сумма, вероятнее всего, будет выплачиваться за счет суверенных фондов. Прецедентов такого рода в мире немного. Поэтому история пока не до конца понятна.

Не факт, что налагать арест можно будет на любые активы, и не факт, что то российское имущество, которое есть за рубежом, стоит 50 миллиардов долларов. Вопрос ведь еще в том, как будут вести себя суды с точки зрения исполнения решений. Ведь наложение ареста происходит не автоматически, а по конкретному решению суда.

«На эту сумму можно 10 лет поддерживать Белоруссию»

— Что такое эти 50 миллиардов долларов? Давайте посмотрим на примере пенсий. Один пенсионер «стоит» бюджету около 5000 долларов в год — это я умножил на 12 пенсию в 11000 рублей и перевел в доллары. В стране у нас 40 миллионов пенсионеров. Получается 200 миллиардов долларов. Если из этой суммы вычесть 50 миллиардов — получается, четверть пенсионеров России могут сосать лапу.

Бюджет Олимпиады составляет 55 миллиардов долларов. И это — со всеми откатами и распилами.

Или вот еще пример — из внешней политики. Официально нам говорят о том, что поддержка Белоруссии стоит России 5 миллиардов долларов ежегодно. Это скидки на газ и другие преференции. Получается, на сумму компенсаций акционерам ЮКОСа можно поддерживать Белоруссию в течение 10 лет.

Пусть посмотрят на образовательный, на оборонный бюджет страны — в сравнении с ними будет видно, насколько серьезную сумму мы проиграли в Гааге. И самое главное, что сейчас эти 50 миллиардов неоткуда взять: все статьи-то расписаны. Только из Резервного фонда.

Есть и другой эффект от решения арбитражного суда Гааги. Акции «Роснефти» сегодня провалились на 2%. Боюсь, это только начало. Весь российский рынок ценных бумаг последнее время проваливался. Решение суда о компенсации — еще один повод это падение продолжить.

Да, понятно, что будет апелляция, будут продолжаться суды, может, даже удастся общую сумму несколько снизить. Но суд принял решение, и России с этим придется иметь дело.

Посмотреть на последние события — так покажется, что все вдруг против нас ополчились. И падение «Боинга», нанесшее ужасный удар по репутации страны, и то, как мы в украинской истории увязли, сейчас еще вдова Литвиненко добралась до суда, а теперь и победа ЮКОСа в суде. На самом деле не так. Просто пришло время платить за ошибки, которые сделали руководители страны, надеясь, что всем удастся и дальше задурить голову. Не удалось.

«Из бюджета выплатить такую сумму невозможно»

— Из бюджета России выплатить такую сумму — более 1,5 триллиона рублей — невозможно. У нас в год на здравоохранение и образование тратится по 500 миллиардов рублей. Это означает, что деньги будут брать не из бюджета, а исключительно из Резервного фонда.

А если решение суда не будут исполнять в срок, то суд сможет арестовать зарубежные активы российского Резервного фонда.

«За все в жизни надо платить, в том числе за лояльность президенту»

— Существенно важно, что, несмотря на то, что решение не имеет никакого отношения к событиям на Украине и санкциям против России, оно будет воспринято Кремлем и лично Путиным как элемент общей системы давления на Россию. Российское сознание, будь то сознание кремлевского чиновника или завзятого оппозиционера, до сих пор не в состоянии понять, что судебная система на Западе действительно независима.

Кремль воспримет это решение как очередной плевок США и Евросоюза в свою душу. Это вызовет встречную агрессивную реакцию во внутренней и внешней политике Кремля. Например, введение антизападных мер, в том числе, в украинском направлении, или дальнейшее закручивание гаек в России. Несмотря на это, я убежден, что решению Гаагского суда мы должны аплодировать. Оно показало, что история ЮКОСа не ушла в прошлое: она остается для Путина абсолютно актуальной, в контексте его других проблем тоже.

Сумма в 50 миллиардов достаточно внушительная. Это 12% доходной части бюджета. Изъятые из него пенсионные накопления (помощь Крыму), которые обсуждаются в последнее время, составляют всего 7 миллиардов долларов.

Решение Гаагского суда — значительный финансовый удар, который Кремль нанес себе сам. Расплачиваться за него будут налогоплательщики. Поскольку многие из них проголосовали за Путина, то что же, за все в жизни надо платить, в том числе за лояльность президенту.

«Какой-то шанс на мировую был возможен до 18 июля. Тогда гаагский суд вынес решение не в пользу России»

— Юридическая значимость этого решения несопоставима с другими. Российское правительство, конечно же, подаст на него апелляцию. Но, скорее всего, апелляционный суд мало что изменит в решении — может, только немного уменьшит сумму.

Главный вопрос сегодня другой — за счет каких средств российской правительство будет платить? Ясно: за счет российских граждан. Хотя уничтожение ЮКОСа совершили конкретные люди, чьи имена хорошо известны. Собственно, они присвоили чужую собственность, о чем и говорит решение гаагского суда.

Получается, повеселились одни, а платить 50 миллиардов долларов за них должны другие — и это граждане России. Вот экономическая суть этого решения.

Последствия были ясны еще в 2003-м году, когда посадили Ходорковского и Лебедева, и в 2004 году, когда начали банкротить ЮКОС и «Роснефть» присвоила «Юганскнефтегаз».

Вариант, что акционеры пойдут на мировую в обмен на освобождение Алексея Пичугина, который когда-то был еще возможен, теперь не пройдет. Поздно. Это было бы возможным до 18 июля (т.е. до дня вынесения вердикта, 28 июля оно лишь было публично объявлено — В.Ч. ). Стороны могли пойти на мировую только до этого момента. Теперь все уже решено — и ни судьба Лебедева, которому запрещен выезд за рубеж, ни судьба Пичугина уже не являются предметом переговоров.

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики

«Не было бы санкций — не было бы такого жесткого решения»

— Это ожидавшееся решение, но оно, естественно, инспирировано нынешней санкционной стадией и противостоянием между Россией и Западом. Я думаю и допускаю, что гаагские судьи абсолютно независимые люди, но когда они каждый день читают то, что пишут в прессе, и когда кто еще из адвокатов или других ходоков начинает продвигать вопрос — они принимают решение, продиктованное общей политической обстановкой. Не было бы санкций — не было бы такого жесткого решения.

В 2003 году я предупреждал российской руководство, что американские пенсионные фонды, в частности, пенсионный фонд американской армии, который вложился в ЮКОС, это дело так просто не оставят. Потому что если бы они его оставили, то пошли бы под собственный американский суд. Что им важнее — их собственная судьба или судьба тех, кто будет отдавать эти деньги в России?! Такие дела не умирают, не рассасываются.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow