История создания музея в полутора комнатах, которые занимала семья Бродских в доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, насчитывает 18 лет. Еще в 1998 году Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Андрей Петров, лауреаты Нобелевской премии Чеслав Милош, Вислава Шимборска, другие видные деятели российской и зарубежной культуры обратились к губернатору Петербурга с письмом, в котором просили помочь создать музей. Губернаторы менялись, а расселить до конца бывшую коммуналку так и не удалось. И все же выход из тупиковой ситуации, кажется, найден.
— Мы уже составили смету ремонта, — рассказывает Николай Солодников, представитель Фонда Музея Бродского, — очистка стен, вынос лишних вещей, составление окончательного плана реставрации.
Сейчас квартира № 28 находится в очень плохом состоянии, нужно укреплять полы, перекрытия, заменять проводку и коммуникации — трубы здесь не меняли ни разу с послевоенного времени. Но к этой части ремонта приступить можно будет лишь после того, как решится вопрос с 76-летней Ниной Васильевной Федоровой, которая занимает самую большую, 45-метровую комнату этой бывшей коммуналки и которая так и не согласилась ни на один из вариантов переселения. Остальные комнаты были выкуплены и переданы Фонду музея еще в 2006 году.
Нина Васильевна уже восемь лет стоит непреодолимой преградой на пути музея: ей предлагали двух-, трехкомнатные квартиры в центре Петербурга. В последний раз, этой весной, ей предложили отдельную квартиру в этом же подъезде, только этажом выше, — стойкая дама осталась верна себе и отказалась.
У организаторов музея осталось единственное решение — сделать комнату строптивой пенсионерки отдельной квартирой, выделив ей парадный вход и часть мест общего пользования. К счастью, средства на переселение гражданки Федоровой — или на ее отделение от будущего музея — пока имеются: нашлись понимающие спонсоры, которые выделили на это почти 14 млн рублей. Как шутят организаторы музея, остается считать несговорчивую гражданку Федорову живым экспонатом ушедшей эпохи. «Во всяком случае, — говорит Николай Солодников, — за стеной музея будет жить человек, который знал Бродского лично…»
— Мы катастрофически теряем время! — говорит Нина Попова, директор Музея Ахматовой в Фонтаном доме. — Память о поэте — это не поклонение могиле, это диалог. А если эта квартира еще постоит немного — там будут развалины, голоса прошлого умолкнут под ними навсегда. Так что надо скорее отделить стеной эту Федорову и забыть о ней.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Концепцию литературного музея разрабатывала команда Музея Ахматовой: планируется, что, по крайней мере первое время, Музей Бродского будет филиалом Музея Ахматовой.
— В квартире Бродского сохранился даже кусок фанеры, которым забит фрагмент балконной двери, — через него выпускали на балкон погулять рыжего кота Оську, и мы его оставим, — рассказывает Николай Солодников (он с августа становится штатным сотрудником Музея Ахматовой в должности куратора Музея Бродского). — Мы хотим сохранить атмосферу ленинградской коммуналки именно потому, что Бродский — это история борьбы с коммунальным сознанием, это попытка взять нотой выше, как он сам говорил о поэзии Цветаевой. Да, с одной стороны — это история коммунального Ленинграда, с другой — пример того, как эта «коммуналка сознания» преодолевается отдельно взятым человеком.
— Бродский — такое явление, которое тремя словами не выразишь, — продолжает Нина Попова. — Чем он важен для меня? Он научился сопротивляться тому, чему, казалось бы, нельзя сопротивляться и чему не сопротивлялись миллионы наших сограждан. Это было преодоление на каждом шагу, даже когда он уехал из страны: у него в юности еще были иллюзии, что земной шарик с одной стороны плохой, с другой — хороший. Но и вне Страны Советов он быстро понял, что все везде одинаково ужасно и что только сам человек, силой своего духа, может преодолеть кошмар и не бояться смерти. И я считаю, что нужно делать музей об этом преодолении.
В начале сентября из Нью-Йорка выйдет корабль, на борту которого в Петербург должен приплыть кабинет Иосифа Бродского: вдова поэта, Мария Соццани-Бродская, решила передать новому музею часть вещей из их квартиры. Впрочем, проблем с экспонатами в доме Мурузи точно не будет: еще в конце 90-х годов известный писатель и историк Яков Гордин, хорошо знавший Бродского, передал в Фонтанный дом юношескую библиотеку поэта; огромный фотографический архив помогли составить родственники, друзья, знакомые Бродского. Семья его кузена обещает отдать вещи и фотографии…
В Музее Ахматовой есть копии писем Бродского и Анастасии Томашевской, их передала мать Насти, ныне покойная Зоя Борисовна. Музей хочет договориться с Фондом по управлению наследственным имуществом Бродского (Estate of Joseph Brodsky), главой которого является Энн Шеллберг, о разрешении на показ фильма Олеси Фокиной «Ангело-почта». В свое время фонд запретил его к широкому показу из-за нарушения авторских прав. Если сейчас договориться удастся, то в Музее-квартире Бродского можно будет увидеть фильм, который рассказывает о судьбе семьи выдающегося русского пушкиниста Бориса Томашевского, о дружбе его потомков с Анной Ахматовой, Святославом Рихтером и Иосифом Бродским.
— Вообще, у нас в Петербурге есть тьма вещей, людей, документов, которые могут рассказать о том, чем Бродский был для Ленинграда, — говорит Нина Попова. — И чем он стал, когда победил эту чудовищную махину, сделавшись лауреатом Нобелевской премии. Многие об этом стали задумываться — я же вижу по реакции молодых посетителей нашего музея. И это самое интересное, об этом надо рассказывать.
К юбилею Иосифа Бродского будущий музей планирует договориться с американским фондом об издании новых книг поэта: сейчас организаторы не рискуют говорить конкретно, что именно и на каких условиях будет издано, — они надеются, что появление музея-квартиры станет стимулом к новым публикациям. Но уверены: музей появится.
— Не сомневаюсь, что Иосиф Александрович очень скептически отнесся бы к созданию музея, — говорит Николай Солодников. — Но этот музей очень важен для нас, для тех, кто любит Бродского. Этот музей про поэзию, про нас, про то, что история рано или поздно все расставляет по местам.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68