РасследованияПолитика

Поваренная книга следователя

Скандальное «маковое дело» скоро будет передано в суд

Этот материал вышел в номере № 79 от 21 июля 2014
Читать
Скандальное «маковое дело» скоро будет передано в суд

Нашумевшее «дело Шилова» передано прокурору и вскоре поступит в суд. Судьям предстоит сделать массу увлекательных открытий о таком, казалось бы, банальном бакалейном продукте, как пищевой мак.

Маковых дел по стране в последние годы было открыто великое множество, и все они устроены примерно по одной схеме. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков изымает у поставщиков и рядовых продавцов, хозяев продуктовых лавок, пищевой мак — вполне себе законный, сертифицированный, соответствующий ГОСТу. Этот мак отправляют на экспертизу, которая неизменно обнаруживает присутствие в семенах следов наркотических веществ опийной группы. След — это такое количество вещества, которое невозможно выделить из общей массы. В случае с маком речь, к примеру, может идти о стотысячной доле процента от общего веса партии, и присутствие таких следов в маковых зернах — вещь неизбежная, потому что даже низконаркотические сорта мака синтезируют вещества опийной группы. Все эти обстоятельства, однако, не мешают ФСКН возбуждать и доводить до суда дела против оптовых и розничных торговцев бакалеей. Пенсионеры в Калуге, многодетная семейная пара в Туле, семья владельца хлебопекарни — все эти и многие другие люди пошли под суд как наркоторговцы.

Следователи ФСКН многократно пытались связать все эти единичные случаи в некую общую схему: якобы на территории России под прикрытием безобидной бакалеи действует целая сеть наркобарыг, и корни ее уходят за рубеж. Однако складной истории так и не получилось. Зато получилось другое: заметно поубавилось количество желающих поставлять мак в Россию (а своего мака Россия с 80-х годов не производит), и, как следствие, у оставшихся поставщиков цены на мак существенно выросли. Учитывая, что и их мак содержит все те же следы наркотических веществ, на ум приходят всякие мысли о том, почему ФСКН так избирательна в своей борьбе с маковыми поставщиками.

Нынешнее дело (место действия — Москва) любопытно с той точки зрения, что по нему к уголовной ответственности ФСКН пытается привлечь научного работника, заведующую химико-аналитической лабораторией Пензенского НИИ сельского хозяйства Ольгу Зеленину — за то, что ее мнение по поводу опасности пищевого мака не совпало с той позицией, которую исповедуют следователи.

Фабула этого дела мало отличается от прочих. В 2010 году на брянской таможне был задержан кондитерский мак бизнесмена Сергея Шилова — как раз по подозрению в том, что он содержит наркотики. Шилов, расчетливый бизнесмен, стал за свой мак биться, доказывать, что никакой «наркотической ценности» он собой не представляет. Для подкрепления позиции он обратился за разъяснениями в Пензенский НИИСХ, который долгие годы занимался селекцией мака. Ответить на его письмо начальство поручило Ольги Зелениной, и та обстоятельно объяснила, почему кондитерский мак нельзя считать наркотиком.

История тогда как-то сошла на нет, однако в 2012 году разгорелась с новой силой. У Шилова арестовали товар на складах в Подмосковье. В уголовное дело оказались втянуты деловые партнеры и родственники бизнесмена (сын его, кстати, до сих пор сидит под арестом, вот уже третий год). Арестовали и Ольгу Зеленину, предъявив ей обвинение по наркотической, 228-й статье, а также ст. 188 «Контрабанда». Позже под давлением возмутившегося научного сообщества Зеленину выпустили под подписку и переквалифицировали ее обвинение на превышение служебных полномочий (ст. 286 УК РФ). Однако же и Шилов со своими партнерами-родственниками уже по делу проходил как «преступное сообщество». В ноябре 2013 года Зеленину записали им в пособники.

Преступное сообщество в совокупности с 228-й статьей — это, на минуточку, вплоть до пожизненного.

Дело, которое с таким трудом расследует ФСКН все эти годы, разрослось до 218 томов. Немалую часть всего этого объема занимают рецепты выпечки с использованием кондитерского мака, счета-фактуры, накладные и сертификаты соответствия на весь товар, которым занималась фирма Шилова, вплоть до горчичного порошка и кошачьего корма. Какое отношение все это имеет к наркоторговле?

Ольга Зеленина пишет о своих настроениях накануне суда: «За два года расследования наступила всеобщая усталость. Адвокаты проели деньги, полученные при подписании соглашения о защите на стадии предварительного следствия, обвиняемые проели все запасы. Следователи так много узнали о маке, что говорят, что будут не против, если обвиняемых оправдают».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow