КолонкаПолитика

ТВ, леденящее душу

Всё показанное по телевизору — правда, а правда — всё показанное по телевизору

Этот материал вышел в номере № 78 от 18 июля 2014
Читать
Всё показанное по телевизору — правда, а правда — всё показанное по телевизору
Изображение

Татьяна Миткова появилась в эфире итогового выпуска программы «Сегодня» во всем черном. За ее спиной светилась карта Московского метрополитена, часть которой отливала кроваво-красным цветом. Такая же кроваво-красная графика отбивала друг от друга сюжеты и прямые включения корреспондентов с места события. Татьяна Миткова со скорбным выражением лица так описала случившуюся в московском метро катастрофу: «Все произошло утром, в самый час пик, когда пассажиры метро подпирают друг друга плечами. Кто-то слушает музыку в наушниках, кто-то читает». Сделав трагическую паузу, ведущая неожиданно перешла на стихи: «Когда состав на скользком склоне/Вдруг изогнулся страшным креном,/Когда состав на скользком склоне/От рельс колеса оторвал…»

Удивительно, но строчки из стихотворения Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне, или С любимыми не расставайтесь», хорошо знакомые большинству зрителей по фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!», в исполнении новостной ведущей, рассказывающей о реальной трагедии, показались вопиющей бестактностью и пошлостью. Особенно когда вслед за этим поэтическим представлением корреспонденты НТВ принялись бойко рапортовать о том, что сделано за истекшие после катастрофы часы: мэр Сергей Собянин прибыл на место через 20 минут… Спасатели — через 17… Версию теракта исключили почти сразу… Были сформированы бригады врачей разных специальностей… Недостатков в лекарствах и медикаментах нет… Всем пострадавшим обещали выплатить компенсацию. Ну а в том, что «внезапно состав от рельс колеса оторвал», — скорее всего, виноваты техники и недобросовестные стрелочники, положившиеся на извечный русский авось.

На следующее утро ведущая деловых новостей на канале РБК Елена Николаева тоже не преминула добавить личных эмоций в подводке к финансовым сводкам: «Сегодня среда, 16 июля… Но 22 человека из тех, кто вчера ехал в сошедшем с рельс поезде московского метро, его не увидят… Утро хорошо как минимум тем, что впереди новый день, и в нем еще нет ошибок. А как обстоят дела на бирже?»

«Происходит удручающее падение качества журналистики и профессионализма», — признал заместитель министра связи Алексей Волин в программе канала «Дождь» Hard Day's Night, отметив неправильно поставленные ударения в эфире и орфографические ошибки в газетах и журналах. Потом добавил: «Это не означает, что все совсем плохо. У нас, без всякого сомнения, есть вещи, которыми можно гордиться. Если мы говорим про телевидение, то телевидение в России однозначно лучшее в мире… Мы, по сути дела, смогли создать бесплатное телевидение, которое по уровню не уступает платному телевидению в большинстве стран мира». Лидерами среди лучших Волин назвал Первый, НТВ и канал «Россия».

«Разум отказывается понять, как подобное вообще возможно в наши дни в центре Европы. Сердце не верит, что такое вообще возможно», — такими словами предварил показ сюжета о распятом мальчике на площади Ленина в городе Славянске брутальный ведущий программы «Время» Виталий Елисеев. Правильные, как оказалось, сигналы подавали Елисееву его недоверчивое сердце и сомневающийся разум. Не было ни публичного распятия трехлетнего мальчика на глазах обезумевшей от горя матери и безмолвной оцепеневшей от ужаса толпы. Не было последующего издевательства над самой матерью. Но сюжет, причем показанный дважды (в субботу у Елисеева и в «Воскресном времени» у Ирады Зейналовой), был. В воскресенье в подводку к нему со словами о сердце и разуме внесли небольшие коррективы: «Это леденящее душу интервью записано в Ростовской области. Разговор с Галиной Пышняк оставил сложное впечатление. С другой стороны, вот ее рассказ».

Один из «лучших в мире бесплатных каналов» не просто наврал, но наврал дважды, то есть злостно и намеренно, выдумав историю от начала до конца и наняв для ее озвучения «артистку» из местных. А когда был разоблачен, не извинился перед зрителями и не дал опровержения. «Как вы оцениваете этот скандал?» — спросили у замминистра Волина журналисты «Дождя». «Моя позиция — все нормально, — ничуть не смутившись, ответствовал государственный муж. — Первый канал брал интервью, он показал то, что сказали в интервью, это полностью соответствует всем нормам, правилам и принципам журналистской этики. Есть человек, он говорит, синхрон дан».

Обалдевшие от такого своеобразного, мягко говоря, представления о правилах и принципах журналистской этики, журналисты «Дождя» поинтересовались у высокого гостя, не является ли подобное «творчество» разжиганием ненависти и нагнетанием и без того крайне тяжелой атмосферы в обществе. И получили откровенный, циничный и даже веселый ответ: «Вы называете это нагнетанием, а это называется по большому счету журналистской эмоцией… Согласитесь, что очень сложно освещать войну в отстраненном каком-то режиме… Высокий рейтинг вы можете получить только тогда, когда вы даете зрителю тот контент, который ему интересен… Если мы попытаемся занять очень отстраненную позицию в отношении того, что происходит на Украине, то наш зритель канал не поймет и канал потеряет в рейтинге… Рейтинги, которые демонстрируют наши ведущие каналы, показывают, что общество как раз воспринимает именно ту подачу материала, именно такой тон, который заняли наши ведущие телевизионные каналы».

Как потом остроумно перефразировал Волина Павел Лобков в своей программе на «Дожде»: «Всё показанное по телевизору — правда, а правда — все показанное по телевизору». Альтернативная же точки зрения, от которой намеренно отказались ведущие телеканалы, по Волину, экономически невыгодна и априори непатриотична. В этом нет у замминистра связи «ни малейшего сомнения».

Так что, заткнитесь, непатриотичные, и лучше работайте над правильными ударениями и орфографическими ошибками. Зато патриотам можно теперь все — выдавать непрофессионализм и пошлость за «журналистскую эмоцию», грубейшие нарушения журналистской этики — за норму («моя позиция — все нормально»), а разжигание вражды и ненависти (29-я статья Конституции, между прочим: «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду») — за стремление к экономическому успеху и популярности у подавляющего большинства зрительской аудитории.

Это «леденящее душу» интервью Волина точно войдет в историю российской журналистики. Разум отказывается понять… Сердце не верит, что такое вообще возможно в наши дни в Европе. Кое-что, однако, объясняют исключительно точные слова журналиста Андрея Архангельского в программе «Козырев online»: «Это время подлости. Время отсутствия совести». Другой же журналист, Матвей Ганапольский, в той же программе выразился еще определеннее: «Твари!»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow