СюжетыСпорт

Приземлились

Проблемы в российском футболе настолько глобальны, что нынешнее руководство РФС, похоже, перестало им соответствовать

Этот материал вышел в номере № 74 от 9 июля 2014
Читать
Проблемы в российском футболе настолько глобальны, что нынешнее руководство РФС, похоже, перестало им соответствовать
Изображение

Вести с бразильских полей ничего хорошего для России не обещали, но действительность оказалась еще хуже. В итоге депутаты срочно потребовали крови и денег главного тренера Фабио Капелло; министр спорта Виталий Мутко известил о предстоящей ревизии всего футбольного хозяйства, но о фигуре главы РФС Николае Толстых вспомнили в самую последнюю очередь.

Писать заявление об уходе по примеру итальянских и некоторых других опростоволосившихся в Бразилии руководителей никто, естественно, не собирался. Николай Александрович по обыкновению в комментариях был сух и краток: итоги неутешительные, обсудим позже, надо работать…

Два года назад главный тренер, а следом и глава РФС бежали из Варшавы с чемпионата Европы, самим фактом исчезновения с горизонта обозначив неизбежность своей отставки и необходимость перемен. Нынче не так: ругают вяло, накал дискуссий пока еще нулевой, настроение соответствует фразе: «А что тут поделаешь, тут уж ничего не поделаешь».

Тогда, то есть сразу после Евро, на главном посту срочно захотелось порядка и человека, который его олицетворяет. Лучшей кандидатуры, чем истовый прагматик и законник Николай Толстых, — не нашлось. Николая Александровича и выбрали во многом как человека, футбольного до мозга костей, абсолютно противоположного предшественнику и по взглядам, и по характеру. Российский футбол после Варшавы бросило с небес на землю и в буквальном, и в фигуральном смысле.

В общем, приземлились.

Все бы ничего, но и в России, и в любой другой стране, приходя на столь высокий пост, нужно уметь идти на компромисс, наступать на горло собственной песне — и вообще быть гибким. А у Николая Александровича были лишь прагматичные, опирающиеся на собственную трактовку закона, но сильно отдающие идеализмом устремления.

К тому же Толстых с первых шагов с головой ушел на подметание тропинок, а завалы на магистралях оставались нетронутыми. Это вечная проблема судейства, отсутствие системы подготовки молодежи, умирание именитых южных команд и многое другое. Чтобы начать хоть как-то их решать, требовалось навалиться всем миром, опираясь на сплоченную и высокопрофессиональную команду, поддержку финансовых воротил и одобрение высшего руководства.

Упершись же в «малые дела», многие из которых по привычке решал самолично, Николай Александрович так и не обрел единомышленников. Руководствуясь «буквой закона» в собственной трактовке и наказывая виновных, он перессорился чуть ли не со всеми руководителями клубов. Попытки наладить отношения с возможными спонсорами натолкнулись на стену непонимания (потенциальные спонсоры в лице того же «Газпрома», получая лишь факсы с предложением о партнерстве, сотрудничать с Толстых принципиально отказывались). В конце концов, Толстых со своей суперпринципальностью испортил отношения чуть ли не со всеми сегментами футбольного сообщества, от агентов до болельщиков.

С точки зрения соблюдения буквы закона к Толстых не должно быть претензий: каждый раз он действовал в строго очерченных рамках. Но вполне законные решения порой заводили ту или иную ситуацию в еще больший тупик — не столько из-за несовершенства законов (кстати, за их написание и принятие отвечает Исполком РФС, возглавляемый самим Николаем Александровичем), сколько из-за слепого им следования. Стремление президента РФС наказать тот или иной клуб или футболиста по максимуму, соблюсти букву правил любой ценой приводило не только к конфликтам, но и заводило в новые тупики.

Но и это еще полбеды. Главная беда состоит в том, что за короткий срок резко обнажилось несоответствие между масштабом должности и реальными возможностями человека, принципиально чуждого публичности, который всю жизнь занимался решением посильных и достаточно приземленных проблем. Стратегия развития требовала выхода на персон, определяющих жизнь страны, постоянного контакта с финансовыми институтами и компаниями, способными серьезно вкладываться в футбол и содействовать его развитию.

На этом нелегком поприще Николая Толстых ждали сплошные разочарования: серьезные люди перестали воспринимать РФС и его главу как перспективного партнера. Его ведомство не успевало латать старые и вновь возникающие финансовые прорехи. Бывший глава РФС Фурсенко оставил новому президенту 800 миллионов рублей долга. Николай Александрович объявил об их погашении. Но вскоре СМИ заговорили о задолженности РФС, превышающей прежнюю сумму практически в два раза. При этом стоит отметить, что накануне ЧМ в Бразилии сборная много заработала, установив рекорд по доходам — свыше 3 млрд рублей. А активно присутствующих в футболе крупных компаний — предостаточно, от того же «Газпрома» и РЖД до ВТБ, которые могут при желании вопросы РФС закрыть, но не с таким менеджментом. Однако все они так или иначе предпочитали и предпочитают работать с клубами, но отнюдь не с РФС — и это несмотря на фактически полугосударственный статус ведомства Николая Александровича и возрастание статуса футбола в связи с не таким уж дальним проведением чемпионата мира на российской земле. Похоже, только годичный контракт с компанией «НОВАТЕК», которую удалось привлечь не руководству союза, а министру спорта Мутко, — спас РФС от финансового коллапса накануне бразильского мундиаля.

С грехом пополам обеспечивая контракт дорогостоящего итальянского специалиста, успешно проходившего со сборной России отборочный цикл, Николай Толстых был защищен от конкретных проявлений недовольства как снизу, так и со стороны верхов. Но, как оказалось, видимое благолепие могло продолжаться лишь до поры до времени. Со своей разработанной футбольной «Стратегией-2020» президент РФС явно запоздал, финансовые запросы на реализацию глобальной программы ценой в 250 миллиардов рублей вызвали ответные вопросы со стороны государства, реакция могущественных компаний на грандиозные планы оказалась более чем сдержанной, а тут и мундиаль подоспел.

Тут Толстых всё и припомнили. И то, что он плохой управленец, который даже на фоне рекордных доходов только увеличивает долговую нагрузку РФС. И то, что, вынося сор из избы, судится с клубами в Европе. И то, что он цепляется за лимит на легионеров, не в силах при этом ввести потолок зарплат и остановить бешеную финансовую гонку. И то, что президент РФС оказался несостоятелен в решении финансовых вопросов, что привело к наличию у РФС явных признаков банкротства: долги все увеличиваются, а мелкие кредиты жизнеспособность не обеспечивают. И то, что они с Капелло друг друга не понимают. И даже то, что Толстых — человек необщительный, не способствующий созданию позитивного имиджа российского футбола.

Кстати, об имидже. В то время когда у сборной России были еще весьма неплохие шансы выйти из группы на чемпионате мира, ФК «Ростов» в спортивном арбитражном суде Лозанны (CAS) вернул себе лицензию на участие в Лиге Европы, отозванную у него РФС. Это стало результатом весьма скандальной, но крайне показательной истории того, как Николай Толстых строит свои взаимоотношения с «подшефными» клубами.

Напомним: ФК «Ростов» получил право на выступление в Лиге Европы, завоевав Кубок России. Однако РФС, выждав паузу, выступил с заявлением, что лишает команду «евролицензии», поскольку у клуба были долги на 31 марта, не соответствующие правилам финансового «фэйр-плей».

Вроде все было по регламенту, для кого-то даже вполне ожидаемо: ведь Николай Александрович не раз заявлял, что для него главное — закон, и никаких поблажек нарушителям ждать не стоит. Конечно, «Ростов», как и подавляющее большинство отечественных клубов, вряд ли можно считать эталоном в плане финансовой деятельности. Однако в противостоянии Толстых—«Ростов» большинство оказалось на стороне последнего, а чувство некоторой неловкости испытывало все российское футбольное сообщество.

Мало того что ростовские болельщики написали открытое письмо президенту РФ с просьбой «разобраться в ситуации», мало того что CAS вынес оправдательный вердикт — практически все клубы так или иначе встали на сторону «Ростова». Все это — в преддверии грядущего ЧМ по футболу в России в 2018 году — сильно ударило по имиджу отечественного футбола. Ведь обычно в подобные разбирательства стараются не втягивать европейский футбольный мир.

Факт остается фактом: РФС при Николае Толстых окончательно превратился в организацию, охраняющую то, что уже невозможно сохранить, утратившую влияние, и самое главное — утратившую авторитет. И это в тот важнейший период, когда главное футбольное ведомство должно было стать главным мотором и идеологом насущно необходимых кардинальных перемен.

ЧМ-2018, который взвалила на себя ныне условно футбольная страна Россия, предполагает не просто постепенное развитие, а скачок. Масштабные изменения назрели, но теперь стало окончательно ясно, что президент РФС — не та фигура, которая им соответствует.

И основная вина Толстых, как мне кажется, в том, что он в свое время просто не смог реально оценить свои силы. Правда, футболу от этого не легче.

Владимир ВОЛОДИН

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow