СюжетыСпорт

Евроамерика

Полуфиналы чемпионата мира стали противостоянием континентов

Этот материал вышел в номере № 74 от 9 июля 2014
Читать
Полуфиналы чемпионата мира стали противостоянием континентов
Изображение

фото: REUTERS

Ну а чего мы хотели? Чтобы и сенсации продолжались вплоть до финала, и фавориты не выбывали? Чтобы и новые звезды зажглись, и старые не угасли? Чтобы феерия длилась как можно дольше, а футболисты и думать не думали про итог?

Так, увы, не бывает. Чем ближе финиш, тем глуше краски. Многоцветье сходит на нет, остается черное и белое с редкими яркими вкраплениями, болельщицкая среда резко поляризуется, а футболисты знают, что им все простят, кроме страха в глазах. Свободные художники чемпионатов мира не выигрывают — чтобы взять Кубок мира, радующего глаз творчества мало.

Полуфиналисты об этом знают на генетическом уровне. И бразильцы, в 1970-м показавшие наиболее близкий к гармонии футбол. И аргентинцы, впервые поднявшиеся на вершину дома в 1978-м на потрясающем порыве. И немцы, выигрывавшие прежде всего благодаря строжайшей игровой дисциплине. И, наконец, голландцы, блистательные и оттого уязвимые, уступавшие в своих первых финалах исключительно хозяевам (немцам в 1974-м, аргентинцам в 1978-м), а на прошлом чемпионате мира — достигшим пика испанцам. По уровню мотивации можно было ставить на Бразилию и Голландию, по командной выучке — на Германию и Аргентину, по звездности… Звезды тоже встроились в ряд — правда, не все и не только по причине подчиненности командным интересам, но о Неймаре — чуть позже.

Нарушить стройность и какую-то дошедшую до абсолюта логичность завершающей стадии бразильского мундиаля могли свободные от больших обязательств костариканцы, но и легконогую кавалерию Хорхе Луиса Пинто стреножила сборная Голландии. И не тем, что заставила Коста-Рику в основном обороняться, не двумя попаданиями Уэсли Снайдера в каркас ворот Кейлора Наваса, не своим авторитетом, а признанным самым безумным на чемпионате решением Луи ван Гала заменить вполне надежного основного голкипера Яспера Силлессена перед серией послематчевых пенальти. Уверен, что ни один из коллег ван Гала на подобное бы не решился, но Тим Крул вышел и взял в левом углу два удара — от Брайана Руиса и Майкла Уманьи. Коста-Рика, до 1990-го и не помышлявшая об участии в финальных турнирах, была в шаге от попадания в четверку лучших команд мира, что было бы вершиной «революции низов». Но, говоря по чести, вывеска «Коста-Рика против Аргентины» вряд ли кого обнадежила бы.

Последний и очень показательный штрих четвертьфинальной серии явил миру ставших на задние лапки перед сборной Аргентины бельгийцев (главный тренер проигравших Марк Вильмотс позже ляпнет, что аргентинцы ничего особенного из себя не представляют, но лучше бы его подопечные доказали это на поле), а до того — яростно обреченных колумбийцев и сильно поблекших французов. Самая скучная (прежде всего по вине фаворитов) на этот момент стадия чемпионата, однако, лишила мундиаль главной бразильской надежды Неймара и мотора аргентинской команды Анхеля Ди Марии.

«Случай Неймара» затмил «случай Суареса». Колумбиец Суньига врезался в миниатюрного форварда сзади, сломанный поперечный отросток третьего поясничного позвонка поверг в шок и заставил вместе с Неймаром рыдать всю Бразилию. На арбитра Карлоса Веласко Карбальо обрушились мыслимые и немыслимые проклятия, на неосторожно заявивших про возможность выхода форварда на поле врачей собрались заводить уголовное дело, эксперты с удвоенной силой принялись обсуждать «неймарозависимость» команды Луиса Фелипе Сколари, не забывая при этом отметить, что против немцев не сможет сыграть и столп обороны Тиагу Силва.

Неймара жалко, Хуан Суньига, конечно, злодей (кстати, ФИФА его никак не наказала), но и колумбийцев понять можно — их настолько грамотно душило судейство, что подобные выплески отчаяния были в какой-то степени неизбежны. И чего я больше всего опасался перед первым ночным полуфиналом, так не того, что бразильцы лишились двух ключевых игроков, а немцы в связи с этим расслабятся — а того, что давления не выдержит 40-летний арбитр мексиканец Марко Антонио Родригес Морено, которому вчера наверняка пришлось труднее всего.

Я очень хорошо помню, как очень скромная по именам, но крепкая духом сборная Германии билась против суперзвездной Бразилии 12 лет назад в финале, помню и чудовищную ошибку Оливера Кана, неловко подставившего руки под простенький удар Роналдо, — и это была единственная очная встреча двух самых ярких представителей двух великих футбольных держав, которые на двоих в финальных турнирах провели невероятные две сотни матчей, а в том крайнем победном для бразильцев командой руководил — ну конечно, Фелипе Сколари.

У меня были некоторые основания думать, что второе американо-европейское противостояние можно считать более классическим — хотя бы потому, что оно на чемпионатах мира повторялось куда как чаще, хотя в финале Голландия и Аргентина встречались всего однажды. В 1978-м случился красивый излет легкого на ногу и быстрого по мысли поколения Йохана Круиффа, или как его нынче принято правильно именовать — Кройфа, хотя сам он аргентинский мундиаль тогда проигнорировал, и против Кемпеса с компанией голландцам устоять было трудно. Но до добавочного времени они все-таки дотянули.

Удивительная все-таки команда, всякий раз выныривающая неожиданно для соперников и для всех нас, удивляющая мир штуками вроде нынешней «хоккейной» замены вратаря, живучая до изумления, но везучая до определенного предела. Имея такого феномена, как Арьен Роббен, можно, конечно, даже с австралийцами вплоть до концовки соревноваться на равных, но уже с костариканцами этот номер не прошел, не говоря уже о том, что ждет с аргентинцами. Ди Мария травмирован, но Аргентина Алехандро Сабальи кого хочешь может взять измором. И Месси, конечно — антиподу Роббена по трудозатратам осталось сделать всего два шага, чтобы стать героем нации, и теперь уже де-факто лучшим футболистом мира. Он к этому готов.

Феерии не ждал и не жду. Внутриконтинентального финала не хотел и не хочу. Хотелось бы, чтобы полуфиналы подтвердили естественным — ну почти естественным — образом сложившийся паритет. В любом случае предстоящее главное противостояние по составу участников станет первым в истории, так что пусть будет, что будет.

А на яркие вкрапления все же надеюсь. Они, может быть, не определят итоговый результат, но уж точно запомнятся.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow