РасследованияПолитика

Смерть Цапка

Слишком многим она выгодна. Дело не уйдет в Страсбург, а бандитские земли отойдут новым владельцам

Этот материал вышел в номере № 74 от 9 июля 2014
Читать
Слишком многим она выгодна. Дело не уйдет в Страсбург, а бандитские земли отойдут новым владельцам
Изображение

«Сердечная недостаточность»

Сергей Цапок умер 7 июля. Сайт краевого следственного комитета сообщает: «5 июля 2014 года в связи с ухудшением здоровья был доставлен в одну из городских больниц с предварительным диагнозом «инсульт». После оказания пациенту необходимой помощи Сергей Цапок был переведен в медицинскую часть следственного изолятора для дальнейшего лечения. В ночь на 7 июля в ходе обхода врач обнаружил лежащего на кровати в естественной позе мужчину, который к тому моменту уже не подавал признаков жизни. При осмотре тела насильственных повреждений не обнаружено. С целью установления причины смерти назначено проведение судебно-медицинского исследования». ФСИН заявила, что предварительной причиной смерти лидера банды стоит считать «острую сердечную недостаточность». Позднее появилась информация о тромбе в легочной артерии…

Адвокат Цапка Иван Скрипка: «Я вообще к нему ехал на свидание и вот уже в изоляторе узнал такую новость. Мне известно только то, что он мертв. В изоляторе никакой информации мне не дали. Видел следователя, молодой парень, сказал, что мнение патологоанатома — тромб, а вообще надо экспертизы ждать. Тромб — такая штука: сейчас человек есть, а через минуту уже нет. Сейчас ждем разрешения, чтобы забрать тело…

Никто из родственников не знал, что его вывозили в больницу, что ему стало плохо. Вообще обязаны родственников близких уведомить, если меняется состояние здоровья.

Ровно неделю назад в изоляторе я был у него. Прекрасно он себя чувствовал, ни на что не жаловался, выглядел хорошо. Обсуждали линию защиты, ничего необычного вообще не было».

Сергея Цапка в СИЗО № 1 перевели в ноябре прошлого года, после приговора. Раньше главарь содержался в изоляторе № 5, находящемся под юрисдикцией ФСБ и, со слов силовиков, с гораздо более строгим режимом безопасности. СИЗО № 1 в Краснодаре называют «бардачным» — камеры наблюдения то и дело отключаются, оперативники пренебрегают элементарными мерами безопасности.

Амур, Иванов, Рис-младший

4 июля — всего за три дня до смерти Цапка — СК сообщил о смерти еще одного члена банды — Игоря Черных (Амура). То же СИЗО № 1. Согласно официальным сообщениям, Черных повесился, примотав полотенце к решетке. Амур, как и лидер банды Цапок, был осужден на пожизненное — в частности, за убийство детей в доме Аметовых.

Адвокат Игоря Черных Лев Дорофеев говорит о психической нестабильности своего доверителя: «Сторона защиты неоднократно пыталась обратить внимание суда. Но судья Кульков посчитал, что нет необходимости в экспертизе. С самого начала, когда я с ним начинал работать, Игорь был довольно-таки замкнутым человеком, вспыльчивым, говорил, что тут скрывать, неадекватные вещи в суде. И он таким оставался до последних дней. Состояние его усугубилось. Все судебное следствие в отношении себя он пропустил, потому что был незаконно удален из зала суда, сидел в одиночной. После приговора опять сидел в одиночной. С его слов, давление со стороны правоохранительных органов на него оказывалось постоянно, даже в период судебного следствия. Я не знаю, как было организовано наблюдение за его камерой, но на свидание со мной его выводили 6 человек, включая начальника конвоя, в особом режиме, там цирк был еще тот».

Список погибших при странных обстоятельствах цапков за время следствия и суда уже достиг четырех. 30 июня 2011 года — в том же СИЗО № 1 — был найден повешенным Виталий Иванов (веревка сделана из простыни). На мертвом теле Иванова видны ссадины и синяки, подушечка среднего пальца правой руки буквально содрана, на левой части спины есть зашитый разрез, расположение которого не может быть объяснено нуждами вскрытия. В повторной судмедэкспертизе матери Иванова было отказано. 1 августа того же года в СИЗО Владикавказа был найден в предсмертном состоянии Сергей Карпенко (Рис-младший): при этом после заявления СК о самоубийстве в справке о смерти была указана «хроническая сердечная недостаточность».

Как они остались в Краснодаре

19 ноября прошлого года суд приговорил шестерых членов банды к различным срокам — от 19 лет до пожизненного. В краснодарском СИЗО цапки находятся до сих пор, так как приговор еще не вступил в законную силу. Члены банды своевременно подали апелляцию, однако передача дела в Верховный суд, обычно занимающая максимум два месяца, затянулась на восемь. Дата апелляции до сих пор не назначена.

Задержка объяснялась тем, что до апреля этого года секретари не могли подготовить протоколы судебных заседаний (обычно готовятся в процессе судебного следствия). «Наверное, можно будет провести какие-то параллели между случившимися событиями и задержкой, — говорит адвокат Черных Дорофеев. — Ведь сейчас действительно прокурорам работать становится по нашему делу все проще, людей все меньше и меньше, а значит, меньше сопротивления. Я говорю страшные вещи, но этот так и есть».

Околосудебные круги Краснодара утверждают, что промедление суда, оставившее цапков в Краснодаре, не может быть связано с подготовкой протоколов: «Обычно задержка бывает, когда первая инстанция не уверена в позиции вышестоящей. Ну и думают, дело выверяют, вылизывают. На этом-то суде нарушений масса, и само дело — как это, картонный домик. Если Верховный суд приговор засилил бы (оставил в силе.Е. К.), 200 процентов, что его отменил бы ЕСПЧ». Адвокаты цапков подтверждают, что на Верховный суд надежды у них было немного — «готовились на европейскую инстанцию, это не было секретом». Сразу после приговора адвокаты взяли с цапков доверенности, чтобы без промедления подать документы в Страсбург.

Краснодарские юристы, наблюдавшие за делом, предполагают, что смерть Сергея Цапка не будет последней: «Те, кто пожизненник, до апелляции не доживут. Потому что дело не пройдет апелляцию, его вернут на новое рассмотрение, и неизвестно, что и кто там всплывет». Из «пожизненников» (пожизненное давали активным членам банды) сейчас в живых остался только Владимир Алексеев (Беспредел). Он сейчас находится в том же самом, «бардачном» СИЗО № 1.

В версию «воровской мести» беспредельщикам-цапкам в Краснодаре не очень верят — по словам силовиков, после смерти Деда Хасана «не осталось авторитетов, с кем они бы не могли решить вопрос деньгами»: «Хасан и Бегиджанов, на которого цапки покушались, были друзьями. Когда в Москве Хасана убили, цапки радовались как дети. И с тех пор начали себя чувствовать спокойно».

Стоит помнить и о том, что сейчас в Кущевском районном суде рассматривается второе уголовное дело против матери Сергея Цапка, Надежды (Цапчихи), которая с 2011 года находится в тюрьме за мошенничество с субсидиями. Надежда Цапок — владелица мегафермы и сельхозхолдинга «Артекс-Агро» (только официально — 13 тысяч гектаров земли). Сейчас за активы компании идет борьба, в которой в том числе участвуют фирмы, которые связывают с властями края. Выход Надежды Алексеевны (срок наказания истекает 18 августа) на свободу мог бы повлиять на передел земли края, однако второе уголовное дело (мошенничество с земельными паями) практически лишает ее надежды на скорое освобождение. Смерть второго (последнего) сына может повлиять на ее способность защищаться, говорит адвокат Дорофеев. «На следующей неделе как раз ответственная стадия наступает, стадия представления доказательств защиты. Впереди ее допрос, и я даже боюсь предположить, как она будет настроена, готова ли она к такому».

«Сами хотим посмотреть»

Джалиль Аметов, у которого цапки убили мать, отца, жену и девятимесячную дочь, хочет лично удостовериться в смерти Сергея Цапка: «И генетика нужна, и сам хочу посмотреть. Я в суде «срисовал» их лица на всю жизнь. Знаю все изъяны их лиц: морщинки, подбородки, глаза, уши. Хочу добиться, чтобы следственный комитет пустил нас на опознание. Хочу сам удостовериться, он ли это там, или подмена была.

Мне источники сообщали: Цапка однажды пытались поменять на этапе в суд, двойника всунуть. Следственный комитет тогда грамотно отработал, не дал им такую возможность. А сейчас бы они смогли. Потому что сидели они вальяжно, имели сотовые телефоны, интернет, на волю звонили.

Сейчас мой адвокат пошла в СК краевой, ее никуда не пускали, она попыталась оставить в почте корреспонденцию. Если у нас не получится туда пробиться, всех потерпевших соберу, будем демонстрацию устраивать, чтобы пропустили».

Также потерпевшие станичники заранее возражают против похорон Цапка на местном кущевском кладбище. «Амура матери уже привезли, пусть хоронит здесь, если хочет. А чтоб Цапок тут еще лежал, нельзя».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow