КолонкаПолитика

50 оттенков Эдуарда Шеварднадзе

Этот материал вышел в номере № 74 от 9 июля 2014
Читать
Изображение

Не бывает политиков, чью деятельность можно оценить исключительно положительно. Или отрицательно, если, конечно, речь не идет о Гитлере, Сталине, Пол Поте. Редко встречаются и черно-белые политики. Как правило, они, как и любой человек, сложнее — не черно-белые, а 50 оттенков серого. Или не серого. Такого же «окраса» и скончавшийся многолетний руководитель Грузии Эдуард Шеварднадзе. Для кого-то — «старый лис», как его называли, для иных — политик такого масштаба, какого сейчас и не сыщешь. Истина, разумеется, где-то посередине.

Наверное, будь он в чистом виде авторитаристом, удержал бы власть осенью 2003 года, а «революцию роз» подавил бы. Но не стал: хватило человеческой мудрости и политического опыта. А возможно, он, и правда, был настоящим политиком — просто подумал тогда о том, каким он войдет в историю? А так бы — сидел на своем посту, как, допустим, в «вельветовом» варианте Нурсултан Назарбаев или, в более жестком, Ислам Каримов.

Масштаб и вес Шеварднадзе — отчасти из той самой прошлой жизни. Он — типичный комсомольский и партийный руководитель. Причем скорее в положительном смысле слова — результат жесткой селекции и возгонки кадров в 1950—1960-е. То есть — не случайный человек. То есть — талантливый политик, у которого должен быть, когда надо, — гибкий позвоночник, а когда требуется — жесткая рука. Но не в среднеазиатском смысле — это Грузия все-таки…

Именно как партийный руководитель в родной Грузии, возглавив ее в свои 44 года, он бил в самую главную мишень — по клановости и коррупции. Возможно, иногда сильно перегибая палку. И без особой надежды на итоговый успех — стремление нации к рыночным отношениям, пусть и подпольным, оказалось сильнее. Хотя, быть может, именно в этом его чем-то напоминал Михаил Саакашвили. Тот самый человек, в котором он сам разглядел политический талант и который его же потом на два года раньше законного срока и лишил власти. Сразу после кончины Эдуарда Амвросиевича заговорили: вот Саакашвили, не в пример Шеварднадзе, был мелок. Но прекратить политическую карьеру «старого лиса» — значит уже обнаружить политический дар. И уж, конечно, у Шеварднадзе никогда не получилось бы того, что сделал с полицией и организованной преступностью его шебутной «наследник». Для этого Шеварднадзе был слишком советским и компромиссным, для этого он был недостаточно «отмороженным».

Колоссальная историческая заслуга Эдуарда Шеварднадзе — практическая реализация «нового политического мышления» в перестройку, фактически — разрядки № 2. Тогда говорили: как можно назначать на пост министра иностранных дел непрофессионального дипломата? Но это был лучший кадровый выбор Михаила Горбачева: шла ломка всех и всяческих стереотипов, и опытный грузин с западной улыбкой и красивой седой шевелюрой их решительным образом и сломал. Потому теперь национал-патриоты и держат Шеварднадзе под третьим номером «разрушителей» СССР — после Михаила Горбачева и Александра Яковлева. Но Шеварднадзе не был даже идеологом той разрядки, его имидж и политическое чутье просто соответствовали поставленной задаче.

Он ушел со своего поста еще до путча августа 1991 года. И здесь возможны тоже две оценки. Одна: вовремя «смылся». Вторая: это была отважная отставка-предупреждение Горбачеву. Судя по дальнейшему течению событий — пророческая.

Став главой независимой Грузии, он не смог решить проблему мятежных территорий. А кто бы смог?

Что же касается прозападного курса Грузии, то выбрал его именно Шеварднадзе, Саакашвили — продолжил. Возможно, когда Эдуард Амвросиевич отдавал власть в 2003-м, он как раз и думал о том, что так будет лучше. Для всех.

Грузия в годы его первого секретарства стала местом бегства поэтов и художников из метрополии в теплую гостеприимную провинцию, почти в другую страну. Правда, эта линия шла еще от Пастернака, и в своих стихах, посвященных Грузии, Самойлов или Ахмадулина Шеварднадзе как-то не упоминали. Но тем не менее исторически — это преимущественно его период. Как и лучшие годы грузинского кино. Как и лучшие годы грузинского футбола. «Пока мяч в воздухе — коротко о составах».

В общем, Шеварднадзе был лидером. И да — настоящим.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow