СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 72 от 4 июля 2014
Читать
Культурные события следующей недели

В пятницу 4 июля 1862 года Чарльз Лютвидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл, гулял в обществе десятилетней Алисы Плезенс Лидделл и ее сестер, и на ходу рассказывал для них сказку про приключения девочки Алисы. Этот день, как впоследствии скажет Уистен Оден, «так же памятен в истории литературы, как 4 июля в истории Америки». Сегодня и завтра книжные магазины «Додо» зовут отметить день рождения «Алисы в Стране чудес». В частности, сегодня всех желающих ждут в 19.00 на Солянке, 1/2, стр. 1, чтобы поговорить с переводчиком Александром Борисенко о викторианском детстве, которое было весьма своеобразным на наш современный взгляд. «От виселицы к кроликам: чего боялись, над чем смеялись и что читали викторианские дети» — так коротко можно очертить круг тем для беседы за чаепитием. Безумным, разумеется. А следом, в 20.30, историк фотографии и переводчик Александр Савельев расскажет о Льюисе Кэрроле… фотографе. Завтра же в магазине, что в Культурном центре ЗИЛ (ул. Восточная, 4/1), книжный иллюстратор Эя Мордякова в 14.00 начнет рассказ о том, как разные художники иллюстрировали произведения Кэрролла, а в 16.00 на открытом воздухе — на траве рядом с ЗИЛом — состоится партия в Королевский Крокет. Безумная, разумеется. Вход везде бесплатный.

Сегодня вечером в Большом зале Московской консерватории состоится благотворительный концерт памяти Святослава Бэлзы с участием артистов, жизнь и творчество которых так или иначе связаны с именем ушедшего месяц назад театрального критика, литературоведа, обозревателя, историка отечественной сцены, конферансье, публициста, телеведущего, да просто Человека культуры.

В концерте примут участие Елена Образцова, Денис Мацуев, Хибла Герзмава, Динара Алиева, Вероника Джиоева, Василий Лановой, Борислав Струлев, Владимир Магомадов, Василий Ладюк, Максим Федотов, Галина Петрова. Каждый раз, представляя публике этих исполнителей, Святослав Бэлза находил самые теплые и искренние слова, проводя незримый мост между артистами, творцами и теми, кто хотел постичь мир искусства, то бишь нас с вами. Все собранные с продажи билетов средства будут направлены на памятное издание книги статей Бэлзы и воспоминаний его друзей и близких.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

В центре веселого сюжета пьесы Алана Эйкборна «Маленький семейный бизнес» — честный и порядочный бизнесмен Джек МакКракен, которого просят возглавить разваливающуюся мебельную фирму тестя. Он соглашается, однако вскоре от частного детектива узнает о том, что фирма-то давно прогнила и не все родственники в его семье чисты на руку: дочь подворовывает в магазинах, брат занимается промышленным шпионажем, и даже жена в прошлом нарушала закон.

Сюжетные перипетии, комичные ситуации и неожиданный финал — все это режиссер Адам Пенфорд удачно воплотил в спектакльбританскогоКоролевского Национального театра, трансляцию которого можно будет увидеть в будущий вторник, 8 июля, на экранах кинотеатров «Формула кино» в рамках Театрального киносезона 2013 – 14. В главной роли Найджел Линдси, известный по роли Генриха Болингброка в постановке «Ричарда II» Королевской Шекспировской компании.

Начало в 19.00.

Ценности вместо качества

7 июля в Малом зале Государственного центра современного искусства(ГСЦИ) лекцией известного российского куратора и теоретика искусства Виктора Мизианобудет продолжен проект московского Гете-института «Что такое хорошо… в искусстве», реализуемый с октября 2013 года.

Предстоит разговор о современном искусстве в контексте теории нематериального производства. Усилия современного художника направлены не столько на творение материальных артефактов, сколько на создание новых форм жизни.

Однако как оценить результаты этой деятельности? Понятие «качество жизни» — оно скорее экономическое и социологическое, в то время как в сфере искусства качества принято связывать с рукотворным мастерством. Мизиано предлагает заменить «качество» на «ценности», потому что именно ценности обычно мобилизуют людей, направляя их усилия по изменению и улучшению жизни. Вход на лекцию свободный.

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30.

Black Label Society возвращаются в Москву с презентацией последнего альбома Catacombs of the Black Vatican, который вышел минувшей весной и о котором отец-основатель группы Закк Уайлд, многим все еще памятный как гитарист Оззи Осборна, шутит, мол, только названия песен новые — сами песни старые. (Шутка, упирающаяся в цеппелиновскую The Song Remains The Same и альбом самих BLS трехлетней давности.)

«Катакомбы» не копируют предыдущие работы группы, хотя общий саунд уже можно назвать узнаваемым. Этот все тот же хэви с подпущенным то там, то сям тягучим блюзом южных штатов. Плюс пара почти акустических баллад. Характерный мясистый саунд BLS, сложенный из частокола риффов, пассажей в духе Эдди ван Халена лучших дней и вокала, в котором слышен то гранджевый Сиэтл 1990-х, то сам «Князь тьмы» Оззи, — этот способен заполнить любой зал, не исключая Главклуб, где 10 июля и состоится концерт Уайлда сотоварищи.

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало в 20.00.

«Я не рисую фильмов ужасов. Мой мальчик — это шаблон, болванка, формирование личности, которой все насильственно диктуется заданными государством параметрами и хищнической сущностью природы человека», — так определяет центральный образ своего творчества художник Александр Бирюлин, чья персональная выставка «Саша Б.» откроется 9 июля на «Винзаводе».

Образ этот — ребенок в сжатом времени: советское детство наложено на безликое и яростное общество еды, которое, как саранча, поглощает все, что попадается на его пути, и выходит из самого себя с бесконечным разрушением. Стены, выкрашенные краской советского цвета «какая есть», бесцветный бетон строительных ограждений, унылый кафель укромных мест…На узнаваемом всяким, кто здесь жил, фоне для мальчика документируется психологический опыт, заставляющий человека проецировать свое прошлое на свое настоящее. Человек тиражирует себя и свое бесстыдство, свой ненасытный голод и глупость. Действительность же — обман, прикрытый красивыми и простыми вещами, цепко сидящими на своих местах, — разрывается на части. Все постоянно. Все уязвимо.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 22 июля.

С началом июля на сцене Молодежного театра (РАМТ) начались XIV Летние балетные сезоны — балетная классика нон-стоп в центре Москвы. Первым спектаклем «Сезонов» по традиции стал главный русский балет — «Лебединое озеро» в наиклассичнейшей редакции Льва Иванова и Мариуса Петипа в постановке Театра балета классической хореографии под руководством Элика Меликова.

Эту редакцию мы видели раньше и ее можно будет посмотреть еще несколько раз в течение июля, а потом еще в августе. Но особый интерес представляет современная интерпретация «Лебединого озера» Раду Поклитару, худрука театра «Киев Модерн-Балет».

Украинский хореограф мало что оставил от первоисточника, кроме, разумеется, прекрасной музыки Чайковского. В фантасмагорических декорациях маленький лебедь против своей воли превращенный в мальчика, должен пройти через страдания. Получился балет-притча, балет — размышление о невозможности жить в чужой коже, повествование о страшном приговоре не своей судьбе, ведущееся языком танца, увидеть который можно будет 5 и 6 июля.

Еще одним сюрпризом «Сезонов станут спектакли «Спящая красавица» 24-го и «Жизель» 26-го июля от Театра балета классической хореографии, но при участии солистов парижской «Гранд-Опера».

В остальном в течение предстоящих двух месяцев — в хорошем смысле все как всегда. То есть каждый вечер на сцене РАМТа «Щелкунчик» и «Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Жизель», «Ромео и Джульетта» и «Золушка» — воссозданные постановки легендарных хореографов Асафа Мессерера, Леонида Лавровского, Василия Вайнонена, Александра Горского. В фестивале примут участие труппы «Смирнов Балет» и «Русский классический балет».

Театральная пл., 2. Начало спектаклей в 19.00.

Музей-заповедник «Царицыно» запускает новый «Летние ассамблеи»: 5, 6, 12 и 13 июля в атриуме Хлебного дома состоятся «Летние ассамблеи» — тематические концерты-ассоциации. Завтра первый из них, «Итальянский карнавал», будет посвящен прекрасной музыке итальянского барокко: Вивальди, Корелли и Торелли прозвучат в аутентичном исполнении ансамбля The Pocket Symphony под управлением Назара Кожухаря (скрипка)— на инструментах той самой эпохи. Послезавтра на сцену выйдет дуэт Сергея Шитова (кларнет) и Екатерины Мельниковой (орган) с оригинальной программой «Монплезир», объединяющей музыку из кинофильмов, джазовые стандарты и классику французских композиторов конца XIX — начала XX веков в не самой очевидной обработке, как вы понимаете.

Ул. Дольская, 1. Начало концертов в 17.00.

В серии работ The only nice things художница Наташа Тарр изучает потребность человека в декорировании повседневного быта и лакировке окружающей его реальности, иронически размышляет над консюмеризмом современного общества, потерей человеком самостоятельности мышления и отношением «предмет роскоши — социальный статус». Это с кураторской точки зрения. Со зрительской же выставка,открывающаяся 9 июля в галерееpop/off/art, представляет самые что ни на есть «пятна Роршаха». Знание, что это вовсе не случайные кляксы, а крупноформатная графика, выполненная в смешанной технике, сочетающей печать и живопись, черно-белая гамма на монохромных холстах, сути не меняет: в симметричных по вертикали «орнаментах» и «фракталах» по неволе начинаешь искать фигуративные силуэты, черты знакомого мира, фрагменты узнаваемой реальности. Что бесконечно интересно — для тех, кто понимает. Нагроможденные же вокруг представленных изображений концепты — про менталитет современного человека и общество потребления, про ежедневные наблюдения и мимикрию человека под окружающую среду — от лукавого. Впрочем, тест Роршаха, как известно, — это психодиагностический тест для исследования личности…

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 17 августа.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow