СюжетыПолитика

«Дело за малым — выполнить договоренности»

Сам факт встречи министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины можно расценивать как прорыв

Этот материал вышел в номере № 72 от 4 июля 2014
Читать
Сам факт встречи министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины можно расценивать как прорыв
Изображение

Достигнутое в среду в Берлине соглашение министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины не гарантирует немедленного и надежного прекращения огня на востоке Украины, как это признали сами участники. Но сам факт того, что главы внешнеполитических ведомств России и Украины встретились и более двух часов разговаривали за закрытыми дверями, можно расценить как прорыв.

Москва не ставила условием участие во встрече представителей самопровозглашенных «народных республик». Желание или нужда разговаривать, а не просто обличать — всегда первый шаг к миру. Ослабление риторики ненависти, беспрестанного навешивания пропагандистских ярлыков стало бы признаком поворота к миру. До берлинской встречи события развивались, скорее, в противоположном направлении, приобретали опасный оборот…

После брюссельского саммита ЕС, на котором 28 глав государств и правительств поставили трехдневный ультиматум России и донецким сепаратистам, пригрозив наконец ввести реальные экономические санкции, ситуация только ухудшилась. С отменой прекращения огня и ужесточением боевых действий потребовались срочные пожарные меры. Совет ЕС, который заседал в Брюсселе в понедельник на уровне послов, чтобы оценить выполнение ультиматума и наметить дальнейшие действия ЕС, закончился ничем. Ситуация грозила выйти из-под контроля. Локальный вооруженный конфликт, «антитеррористическая операция», «народное восстание», как бы их кто ни называл, грозили перерасти в настоящую войну…

Европейцы, не демонстрируя открыто свое недовольство, обошли молчанием отказ Петра Порошенко продлить прекращение огня и намерение возобновить военные действия с новой силой (американцы его поддержали). Как сообщили «Новой» источники в Совете ЕС, все надежды были на телефонные переговоры Ангелы Меркель, Франсуа Олланда, Владимира Путина и Петра Порошенко. Они состоялись в тот же день. Из официальных сообщений следовало, что речь шла о новом прекращении огня, которое признали бы обе стороны конфликта.

Но главы государств и правительств не смогли договориться. Позиции европейцев и украинцев, с одной стороны, и Москвы — с другой, были слишком разными. До вечера понедельника разговор продолжали сменившие своих начальников министры иностранных дел. И около десяти вечера по берлинскому времени, как сказал потом глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, стороны подошли вплотную к решению. Штайнмайер воспользовался моментом и пригласил своих телефонных собеседников срочно собраться в Берлине.

— Эти переговоры, конечно, не ставили целью долговременное политическое решение кризиса, — сказал он потом на пресс-конференции, — но могли бы дать нам больше, чем просто короткую передышку.

В начале встречи, как сообщили источники газеты Die Welt, Штайнмайер задал тон. Он предостерег от «вспышки насилия», которую уже невозможно будет обуздать ни военными, ни политическими мерами. «Мы должны использовать последнюю возможность, чтобы предотвратить это», — сказал министр. Целью четырехсторонней встречи были договоренности о мерах доверия и прекращении огня, соблюдаемого обеими сторонами.

В принятом после тайных дебатов коммюнике четыре министра призвали провести до 5 июля встречу контактной группы по Украине с целью договориться без предварительных условий о долговременном прекращении огня. В эту группу входят представители России, Украины, ОБСЕ, а также восточно-украинских сепаратистов.

Россия обещала в случае прекращения огня предоставить доступ украинским пограничникам на российскую сторону границы, чтобы участвовать в контроле на пунктах пересечения границы. Контроль восточной границы — главная цель Киева, который хочет остановить приток в контролируемые сепаратистами районы живой силы и вооружений из России.

Министры подчеркнули необходимость освободить всех заложников и гарантировать безопасность журналистов, работающих в зоне конфликта. Хотя трудно себе представить механизм защиты репортеров в случае продолжения хотя бы каких-то военных действий.

— Цель (договоренности министров. —А.М.) — деэскалация, — заявил глава МИД Франции Лоран Фабиус. — Естественно, дело за малым — выполнить все это, но сделан важный шаг вперед».

Сергей Лавров назвал главной целью предотвращение новых жертв среди гражданского населения, а его украинский коллега Павел Климкин заметил, что за время первого прекращения огня сепаратисты нарушили его более сотни раз. «Сегодня наша цель — добиться двустороннего прекращения огня», — сказал Климкин.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow