СюжетыКультура

«Родным» — отказать

В Сети появилось сообщение режиссера Виталия Манского о том, что Министерство культуры, вопреки решению собственного экспертного совета по неигровому кино, отказало в поддержке его документальному фильму «РОДНЫЕ»

Этот материал вышел в номере № 71 от 2 июля 2014
Читать
В Сети появилось сообщение режиссера Виталия Манского о том, что Министерство культуры, вопреки решению собственного экспертного совета по неигровому кино, отказало в поддержке его документальному фильму «РОДНЫЕ»

Виталий МАНСКИЙ: Здесь проявились сразу три крайне опасных тенденции в деятельности Минкульта:

Первая. Дискредитируется или отменяется функция экспертных советов, коль скоро принятые ими решения дезавуируются.

Вторая. Проект отменен по идеологическим мотивам. В фильме «Родные» целый ряд эпизодов связан с Украиной. По признанию самих экспертов, их обзванивали чиновники министерства, кому-то предлагая изменить решение, кого-то ставя перед фактом изменения решения Минкультом. Но всем говорилось о том, что причина вычеркивания проекта из протокола — в непредсказуемости развития ситуации в Украине. И прежде чем назвать третью тенденцию, хотелось бы напомнить: функция летописца как раз и заключается в фиксации истории во всей ее сложности, подчас непредсказуемом развитии. Советские документалисты снимали Великую Отечественную с первого дня, включая отступление, трагедию блокадного Ленинграда. И сегодня эти кадры — золотой фонд летописи нашей страны.

Третья причина. Казалось бы, частность. Но показательная. Министр не взял на себя ответственность за отказ в поддержке проекта. Подписанный экспертами протокол, в котором проект «Родные» занимал в списке победителей из десяти названий второе место, просто исчез с сайта Минкульта. А почти через месяц был опубликован протокол, который эксперты не подписывали. В нем не было нашего фильма. Получилось, что это эксперты его не рекомендуют.

Теперь эксперты открыто выступают в соцсетях, признаваясь, что итоговый протокол в этом виде они не подписывали, на телефонные «предложения» чиновников по его изменению не соглашались.

И еще хочу обратить внимание, что «Родные» чуть ли не единственный из проектов, отобранных экспертами, посвящен сегодняшнему дню.

Я глубоко убежден, что подобное актуальное кино необходимо современной России, тем более что это не публицистика, а личная история близких мне людей, которых происходящее в Украине разводит по разные стороны баррикад. И если близкие не найдут понимания, то надеяться на понимание миллионов — бессмысленно.

Комментарий Минкульта:

— Очное заседание Экспертного совета по неигровому кино, где рассматривались заявки организаций кинематографии по тематике «Спецпроекты», состоялось 29 мая с.г. По итогам было принято решение рекомендовать департаменту кинематографии включить в перечень организаций кинематографии — получателей субсидий по данной тематике 10 проектов. Еще два проекта было рекомендовано включить в резерв. Протокол заседания на сайте Минкультуры России не публиковался.

Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер. Тем не менее членам Экспертного совета было предложено включить проект фильма «Родные» В. Манского в резерв в связи с непредсказуемым развитием ситуации в Украине, где запланированы съемки фильма. По результатам проведенного опроса, это предложение поддержали 20 человек, четверо высказались против, трое воздержались. После чего департамент кинематографии принял решение отложить финансирование данного проекта до стабилизации ситуации в Украине.

Таким образом, большинством голосов проект фильма «Родные» (ООО «ВЕРТОВ. Реальное кино») был включен в резерв в перечень организаций кинематографии — получателей субсидий на производство национальных фильмов в 2014 году по тематике «Спецпроекты». Кроме него в резерве находятся проекты фильмов: «Кинопоезд «Россия в контрастах» (ООО «Студия Мирумир») и «Папуа — Новая Гвинея. Пропасть между прошлым и будущим» (ООО «Галерия»).

Итоговый протокол Экспертного совета впервые был опубликован на сайте Минкультуры России 27 июня с.г.

Комментарий президента Гильдии неигрового кино, члена Экспертного совета по неигровому кино Евгения Григорьева:

— Думаю, что происшедшее с протоколом заседания Экспертного совета — это как минимум странно, потому что наш совет не решает и не просчитывает политические риски проекта. Это не наша задача. Мы обязаны оценить художественную ценность. Что, собственно, мы и сделали.

Дело же не в Манском, в его положении может оказаться любой режиссер.

Мне не понятно, зачем было устраивать этот обзвон экспертов с предложением изменить их точку зрения. Министр, занимающийся политикой в области культуры, и сам мог разрешить эту ситуацию. Он наделен полномочиями поддерживать те или иные проекты, несет за это персональную ответственность.

А сейчас мы вынуждены говорить, что были против, что не подписывали вывешенный на сайте Минкульта документ. Мы связались с частью экспертов, чьи фамилии стоят под электронным протоколом, помещенным на сайте Минкульта. Никто из них не подписывал новый протокол. Часть экспертов была против его изменения, с кем-то просто не связывались чиновники. Среди тех, кто против изменения итогового документа, такие уважаемые документалисты, как Владимир Герчиков, Сергей Мирошниченко, Андрей Шемякин. Выходит, что под протоколом стоят фамилии кинематографистов, не согласных с его содержанием.

Еще более странно выглядит сама процедура изменения протокола. Дело в том, что по закону голосование должно быть тайным, для того чтобы избежать давления на экспертов. Когда звонят из министерства, не каждый эксперт может сказать «нет». Это прямое нарушение принципа тайного голосования.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow