СюжетыОбщество

И между нами нет преграды

В Лужниках состоялся юбилейный 25-й фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

Этот материал вышел в номере № 53 от 19 мая 2014
Читать
В Лужниках состоялся юбилейный 25-й фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Изображение

Фото: Анна АРТЕМЬЕВА – «Новая»

Сразу оговорюсь, мне не нравится такая формулировка: «дети с ограниченными возможностями здоровья». Она, конечно же, стала честнее, после того как прибавилось слово «здоровье». Прежде это определение звучало совсем тупиково: «дети с ограниченными возможностями». Еще страшнее было название в СССР — «необучаемые дети». Оно было вопиющей ложью, потому что мы с вами уже давно знаем разные примеры удивительных дарований детей, которые, по мнению каких-то там комиссий, отставали в умственном развитии. Мы от таких «диагнозов» давно и далеко отскочили, сегодня уже есть альтернатива помягче: «дети с особенностями в развитии». Но, с другой стороны, и этот вариант не точен: у кого из нас не было каких-то там особенностей в развитии? Кто-то начисто был лишен музыкального слуха, кто-то, как ни старался, не мог нарисовать, к примеру, лошадь, а кто-то так и не научился плавать.

«Мы к вам заехали на час… вам крупно повезло!»

И вот, представьте, вы сидите в большом зале ГЦКЗ «Россия» в Лужниках и смотрите мюзикл «Бременские музыканты». Зная, что в нем принимают участие известные актеры, дети из обычных московских школ и дети из школ коррекционных. Все вместе. Но в какой-то момент вы об этом забываете, потому что мюзикл ставили профессионалы: действие на сцене яркое, динамичное, удивительное, и вы просто наслаждаетесь. Вам кажется абсолютно гармоничным, что свита принцессы передвигается в блестящих колясках. Что, когда звучит знакомая всем с детства песня про «луч солнца золотого», который скрыла «туч пелена», на сцене появляется мальчик, который все, о чем поется, молча изображает руками, лицом, при этом ритмично двигаясь в такт песне. Вам это кажется удивительной находкой постановщиков, особенно когда он уже в самом конце изображает, как «солнце взойдет!». Это слова припева, и они повторяются несколько раз, и каждый раз он это делает по-разному, но так, что глаз не отвести. Если на секунду отвлечься, то можно с каким-то внутренним удивлением осознать: нет, это не «фишка» мюзикла, мальчик переводит то, что происходит, для своих глухонемых друзей. А нарядные девочки из свиты в блестящих колясках сами передвигаться не могут.

И все равно, снова увлекшись, вы бы ни за что не поняли, что разбойник в черном блестящем костюме, так убедительно поющий: «Пусть нету ни кола и ни двора. Зато не платят королю налоги работники ножа и топора — романтики с большой дороги», сидит в кресле не потому, что он главарь этой банды и ему по «статусу» положено сидеть. С таким драйвом, таким басом, с таким удивительным вхождением в роль он пел, помогая себе рукой, отбивающей такт: «Не желаем жить, эх, по-другому! Ходим мы, по краю ходим мы, по краю ходим мы, по краю родному!»

И только после мюзикла, если вы бы задержались и захотели с ним поговорить, то узнали бы, что у этого «работника ножа и топора», молодого актера и талантливого певца Давида Ханухова, диагноз ДЦП, он с детства передвигается на коляске. Фестиваль «Надежда» его практически вырастил, он стал его участником, когда был совсем маленьким ребенком, с песней «Лодочка, плыви». Мне он сказал, что этот фестиваль ему дает огромный смысл жизни, стимул для творчества.

Изображение

История фестиваля по материалам прес-релиза

«…Фестиваль «Надежда» появился в 1989 году, когда инициативная группа людей из департамента образования решила создать ежегодное мероприятие, которое привлечет внимание общества к детям из школ-интернатов. Еще одним организатором стал Московский дворец пионеров.

С каждым годом к фестивалю подключались все новые коррекционные учреждения, обучающие детей с десятками видов ограничений по здоровью, детские дома, санаторно-лесные школы. Фестиваль сотрудничал со многими артистами, музыкантами, ведущими и композиторами. В разные годы его поддерживали Юрий Никулин, Надежда Бабкина, Стас Пьеха, Алексей Гоман, Диана Гурцкая, Надежда Кадышева, телеведущие Илона Броневицкая и Татьяна Судец, композиторы Александр Добронравов и Григорий Гладков и другие.

Главная миссия фестиваля «Надежда» — изменить отношение общества к детям с ограниченными возможностями и дать им шанс стать полноценными членами социума, вести более активную и интересную жизнь. Работа над спектаклем с профессиональными актерами, режиссерами, хореографами и педагогами по вокалу, выступление на большой сцене с яркими костюмами и декорациями дает детям возможность проявить свои таланты, почувствовать поддержку окружающих и пообщаться с единомышленниками. Главным результатом фестиваля стали сотни детей, которые после участия в нем решили продолжить свое развитие в творческом направлении, получали высшее образование, становились педагогами в детских домах и коррекционных школах, продолжая традиции и идеи «Надежды».

Максим Казарновский на «бременской» ярмарке в Лужниках
Максим Казарновский на «бременской» ярмарке в Лужниках

Монолог продюсера фестиваля, исполнительного директора государственного бюджетного учреждения культуры «Мосгорфест» Максима КАЗАРНОВСКОГО:

— Мы подключились к фестивалю, когда ему уже было 22 года. Выяснили, как все происходило: сначала по округам собирали детей из коррекционных учреждений Москвы — в актовых залах шли выступления, танцы, пение. Это все было замечательно, такая арт-терапия, но, кроме самих участников концертов, никто друг друга не видел. А потом проходил финальный трехчасовой гала-концерт, который состоял из сборных номеров. И когда мы этот концерт увидели, был ком в горле, и было ощущение, что так нельзя, надо выводить наружу, показывать городу. Надо привлекать внимание к талантам детей, которые живут, как в резервации, обделены вниманием.

Нам бросаются в глаза не многие вещи, к примеру, диагноз ДЦП легко разглядеть. И мы видели, как на гала-концерте педагоги были вынуждены поднимать детей на третий этаж на руках, потому что учреждение, в Центральном, замечу, округе Москвы, не было приспособлено для инвалидных колясок. Но если ДЦП разглядеть легко, то дела обстоят совсем не так с другими проблемами. Мы, к примеру, познакомились с детьми, у которых есть серьезные ограничения по зрению, внешне они абсолютно благополучны, дети в очках — привычная история. Но есть ребята, которые учатся по специальным методическим пособиям, имеют дело со специальными предметами с увеличенными масштабами всего. Поэтому так просто взять и сделать для них большой и мощный праздник, куда-то повести казалось невозможным. Они живут в своем мире, и им в нем комфортно, хорошо, потому что все так и есть с тех пор, как они помнят себя, они не знают другого. И это нас глубоко очень поразило, и мы начали пытаться эти миры немножко пересекать.

Мы стали делать фестиваль в новом формате, вот сейчас, здесь, в Лужниках, вы видели нашу ярмарку в духе старого немецкого городка, где выступали знаменитые бременские музыканты. Уличные фестивали со всевозможными активностями и мастер-классами для прохожих — дело вполне уже привычное для москвичей, но эти дети их не видят. Мы привлекли сюда людей, которые к этой ситуации небезразличны, понимают их особенности. Например, центр Роналда Макдоналда, который профессионально занимается коррекционным спортом, организовал несколько площадок для спортивных игр, от баскетбола и дартса до флорбола (разновидность хоккея) и лакросса (командная игра с мячом и особой клюшкой с сачком). За два часа до мюзикла работали специальные инструкторы, знающие технологии обучения детей с любыми особенностями, — слабослышащих, колясочников, с синдромом Дауна. Нам помог Московский конный клуб, который также занимается терапией детей. Лошади, которые возили на себе сегодня наших наездников, обучены специальной походке, они терпеливые и понимающие.

Все, что здесь происходило, было специально адаптировано для самых разных детей. Биологический музей имени А.К. Тимирязева представил «Прозрачную науку» — детям рассказали о необычных растениях, морских обитателях и лесных животных, все экспонаты можно было трогать руками. Музей занимательных наук «Экспериментаниум» показал удивительные научные опыты, например, дети смогли получить ДНК банана…

Музей анимации учил ребят созданию мультфильмов.

А дальше — мюзикл. Мы так делаем уже второй год подряд: берем яркий музыкальный материал — простой сюжет и узнаваемые песни. У нас живой оркестр, и все поют вживую. Раньше каждый из ребят делал свой номер, теперь их погрузили в сотворчество, в ту историю, которую предлагает режиссер. Сначала к ним приезжали репетиторы, а в последние три месяца у нас было 17 сводных репетиций под руководством режиссер цирка на Цветном бульваре Елена Польди. У нас вся команда — топовая, с детьми и для детей работали художник-постановщик Алексей Лобанов, номинант «Золотой маски-2014», художник по костюмам Евгения Панфилова, которая оформляла спектакли Романа Виктюка, Кирилла Серебренникова и других. Директор Алексей Гончарик — технический директор шоу Славы Полунина. Все, что увидели сегодня зрители, соответствует всему лучшему, что сегодня есть в Москве. Все это стало возможным благодаря поддержке двух департаментов правительства Москвы — культуры и образования.

Послесловие к событию

Огромные мыльные пузыри, сладкая вата, мороженное «Мяу», белоснежные лошади, запряженные в карету Принцессы, скрипки и гитары, на которых «бродячий оркестр» предлагает попробовать поиграть всем желающим. Ни одного мрачного лица, все улыбки одинаковы, и у тех, кого мы считаем детьми с ограниченными возможностями, и у остальных. В Европе о возможностях давно перестали говорить, у них другое есть определение: «дети с повышенными потребностями».

По сути, фестиваль «Надежда» именно так к ним и отнесся. И вместо жалости к детям пришло признание и искреннее восхищение.

Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow