СюжетыКультура

«Вишневый сад» попал под санкции Москвы

Минкульт, за считаные месяцы до гастролей, уменьшил финансирование британской программы почти в 4 раза

Этот материал вышел в номере № 53 от 19 мая 2014
Читать
Минкульт, за считаные месяцы до гастролей, уменьшил финансирование британской программы почти в 4 раза
Изображение

Несмотря на все новейшие потрясения, на санкции, на общее охлаждение климата, на обострение вопроса «Россия и Запад», 13 мая стартовала программа «Театры Великобритании в России». Впрочем, совсем избежать общественных потрясений программе не удалось. Ее секвестрировали. И, вообразите, — вовсе не в Лондоне. А в Москве.

Гастрольная программа — одно из главных событий перекрестного Года культуры Великобритании и России-2014. Естественно, затеяна она не вчера, а готовилась около двух лет. Организацию и проведение взял на себя Чеховский фестиваль — но по поручению Министерства культуры РФ. Эту деталь выделяю шрифтом. Она в данном случае — не частная.

Планировался приезд в Россию девяти спектаклей: «Гамлет» и «Сон в летнюю ночь» театра «Глобус», «Дунсинан» Национального театра Шотландии и Королевского Шекспировского театра, балетов на музыку Пуленка и Шенберга, танцевального спектакля Still Current лондонской труппы Сэдлерс Уэллс и знаменитого хореографа Рассела Малифанта… (Полная программа приведена на сайте Чеховского фестиваля.) Тихие радости театралов, англофилов и экспатов отнюдь не предполагалось ограничить пределами Садового кольца: спектакли британской программы пройдут в Казани, Екатеринбурге, Воронеже, Пскове, Петербурге.

А спектакль Владимира Панкова «Война», посвященный 100-летию Первой мировой войны и созданный в копродукции Чеховского фестиваля и Эдинбургского фестиваля, после августовской премьеры на Эдинбургском фестивале отправится на гастроли в Тюмень и Ярославль.

Кроме того, планировалась стажировка группы молодых режиссеров России в Лондоне, а группы молодых британских режиссеров — в Москве. В декабре 2014 года все должно было завершиться гастролями в Москве спектакля «Вишневый сад» лондонского театра Young Vic в постановке британки Кэти Митчелл — одной из лучших на сегодня режиссеров Европы.

Гастролей «Вишневого сада» не будет. Стажировки молодых режиссеров отменены. Причина проста: Минкульт РФ, поручивший Чеховскому фестивалю проведение британской программы, за считаные месяцы до гастролей уменьшил ее финансирование почти в 4 раза.

Заметим: Великобритания, несмотря на все бури, сотрясающие сейчас внешнюю политику Европы, — свои финансовые обязательства по театральной программе в России выполнила.

…Это не частный случай. Это не единичный казус. Еще в начале года, до событий в Украине и в Крыму, министерское финансирование на 2014 год весьма существенно срезали и другим международным театральным фестивалям в столице. Это явная тенденция времени: закрывать все пути сообщения, культурного обмена с внешним миром.

При этом — вторая тенденция времени! — Минкульт РФ нравоучительно поясняет: «Ездить надо по России… Вот если б вы что-то показывали в городах России…» Поминается также Крым.

Возить по городам России зарубежные спектакли Чеховский фестиваль начал первым — и, как ни удивительно, задолго до эпохи Мединского. Уже первые постановки Чехфеста — «Орестея» и «Гамлет» Петера Штайна, «Борис Годунов» Деклана Доннеллана — шли в конце 1990-х в Екатеринбурге, Челябинске, Самаре, Тольятти, Саратове, Пушкинских Горах (а в те годы организация внутрироссийских гастролей была просто подвигом!). В 2010-м спектакли Чехфеста шли в Воронеже, Липецке, Рязани, Тамбове, Самаре, Екатеринбурге. (И партнером в региональной программе была не держава Российская, а фонд Прохорова.) Тогда же фестиваль организовал гастроли «Комеди Франсэз» в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Калининграде. В 2011-м «Пикколо ди Милано» играл в Ханты-Мансийске, а компания Филиппа Жанти — в Воронеже.

В январе 2010 года, задолго до всякой стратегической отмашки, Чеховский фестиваль возил на гастроли в Ялту «Трех сестер» Деклана Доннеллана, проводил там же летнюю школу молодых режиссеров и огромную международную конференцию «Чехов и современный театр». (Кстати, и здание Ялтинского театра отреставрировал заместитель главного редактора «Новой» Александр Лебедев.)

…А если говорить о возрождении внутрироссийских театральных гастролей: да, эта система была навзрыд разрушена в начале 1990-х. Но возрождалась с 2000 года упорными усилиями институций и частных лиц. С первых своих дней в Художественном театре начал возрождать гастроли по России О.П. Табаков. С 2000 года систематически возит по России программы из 4—5 отлично отобранных спектаклей — лауреатов «Золотой маски». География — от Старого Оскола до Южно-Сахалинска. «Маска Плюс» привозит в Москву внеконкурсные спектакли из губернских театров. То же 10 лет делает фестиваль Малого театра «Островский в Доме Островского». Авангардная «Территория» сама проходит то в Перми, то в Казани, то в Калининграде.

Новая программа Министерства культуры «Большие гастроли. Театральное лето России», видимо, придаст этому процессу размах, достойный пятилеток: 20 театров в 20 регионах!

Но пионерской она отнюдь не будет: гастроли столичных и зарубежных театров в регионах России идут уже лет 15. И начали их возрождать те самые люди, которым нынче принято приписывать окормление зажравшейся публики внутри Садового кольца.

…До самых недавних времен никто не пытался противопоставлять одни гастроли другим. В этом году — тенденция забрезжила. Скверная она — и опасная.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow