В начале 2014 года Министерство природных ресурсов РФ уволило директора Усть-Ленского заповедника Александра Гукова — доктора наук, организатора международной исследовательской станции «Остров Ляховский», честного и прямолинейного человека, готового защищать заповедник от простых браконьеров и любых посягательств на заповедную территорию правительства Якутии и других государевых чиновников. Недавно Гуков прославился тем, что задокументировал приращение к России нового острова Яя, образовавшегося в результате разрушения ледяной и грунтовой основ и исчезновения нескольких участков суши. Теперь доктор планирует изучать этот многообещающий процесс совместно с учеными Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета, МГУ и университетов Гамбурга и Киля. То есть, не без помощи доктора Гукова Россия получила новый остров, внешне похожий на Баунти, а также, возможно, целую технологию бесконфликтного приращения территории, столь актуальную в наше неспокойное время…
С требованием восстановить в должности Гукова в Минприроды обратился ряд научных работников, жители поселка Тикси, а также президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. Последний, помимо прочего, попросил соответствующие органы подтвердить компетентность преемника Гукова — Юрия Есаулова, известного руководству республики как человека, наказанного за нарушение режима охраняемой территории и ничем больше себя не проявившего. «Новая» ранее писала о демонстрациях в поддержку Гукова, устроенной жителями Тикси.
Согласно утвержденной Правительством РФ Концепции развития федеральных ООПТ до 2020 года, «…для обеспечения эффективной кадровой политики необходимо: совершенствовать систему подбора кадров на конкурсной основе». Газета собиралась обратиться в МПР с просьбой получить ответы на несколько вопросов: Как широко объявлялся конкурс на замещение вакансии? Какие еще достойные кандидаты подали заявки? Какими соображениями руководствовалось МПР при выборе директора? Но на часть этих вопросов уже есть весьма исчерпывающие и неожиданные ответы, полученные в результате скрупулезного расследования, позволившего проследить связи от льдов Якутии до африканских саванн и от конца ледникового периода до дня увольнения доктора Гукова.
Причем тут слоны
Вопреки предрассудкам, широко распространяющимся некоторыми международными СМИ, вопросом уничтожения редких животных озабочены не только так называемые демократические страны. Новые гиганты мировой экономики, страны БРИКС, готовы занять лидирующие позиции в охране фауны планеты. Свидетельством тому являются, например, регулярные плодотворные встречи руководства РФ с редкого вида животными и последующие адресные меры по их охране. Но рассказать хочется о другом примере — о масштабной природоохранной деятельности, выходящей далеко за границы отдельной страны.
По мере укрепления дружбы и сотрудничества между Китайской народной республикой и странами Африки, направленных на истинно партнерские отношения и позволяющие бедным странам развивать широкомасштабные поставки руды, продуктов земледелия и других ресурсов на безбрежный китайский рынок, наблюдаются и отдельные шероховатости, используемые западной пропагандой для умаления благотворной роли КНР в развитии черного континента. В последнее время особую критику вызывает нелегальный экспорт слоновой кости, ведущий к сокращению численности этих лысых и ушастых гигантов. Бедность населения, неразвитость экологического туризма и просвещения делают добычу бивня желанным источником обогащения, а расширяющиеся день ото дня каналы международной торговли — облегчают поставки сырья для работы трудолюбивых китайских резчиков.
Правительство и общественность Китая не на шутку обеспокоены проблемой, и поэтому принимают экстраординарные меры для блокирования каналов транспортировки бивней и различения на уровне ДНК изделий из «легальной» слоновой кости и нелегальных новых поставок. В марте 2014-го звезда китайского баскетбола Яомин, являющийся ныне видным политическим деятелем, развернул сбор подписей под петицией в защиту слонов. Но спрос на чудесные резные поделки мастеров Поднебесной весьма велик, и предложение ширится день ото дня, несмотря на все усилия.
Так, в прошлом месяце из одной из стран субэкваториальной Африки пришла неприятная весть: директором национального природного парка Квамба-Томбе назначен глава совета старейшин одного из местных племен, скандально известный как организатор экспорта незаконно добытой слоновой кости. Еще в 1996 году он был ранен в перестрелке между охраной вновь созданного нацпарка и возглавляемой им банды, ведущей заготовку слоновой кости. Китай, конечно, не может указывать щедро финансируемому им суверенному государству Африки, кого назначать директором нацпарка, так что существенно возрастает вероятность, что оттуда за океан потекут новые партии бивней.
По оценкам Born Free Foundation, при добыче бивней ежегодно убивается более 32 000 слонов, при общей численности африканских слонов немногим более 600 тысяч голов. Годовой оборот торговли слоновьей костью и изделиями из нее, возможно, превышает доход в миллиард долларов, 80% которого идет по нелегальным каналам. Не менее 70% приходится на ввоз в КНР.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Всех спасут мамонты
Но надежда есть: Россия может проявить природоохранную солидарность и стать основным поставщиком слоновьих бивней в Китай. Наша страна недаром издавна считается родиной этих могучих млекопитающих.
По оценкам ученых, за последние 250 лет на территории России были откопаны лишь 50 000 мамонтов, но арктическая сибирская тундра содержит останки еще от 10 до 150 миллионов гигантских шерстистых слонов, каждый из которых имеет огромные бивни. Даже если для раскопок доступен только каждый десятый бивень, эти запасы существенно превысят результаты уничтожения всех оставшихся в мире африканских слонов. Уже сейчас Россия экспортирует за рубеж, в основном в КНР, более 60 тонн бивня в год, что по оценкам экспертов уже существенно больше, чем объем легального ввоза слоновой кости из-за рубежа. Большая часть российского бивня добывается в северной Якутии в окрестностях устья реки Лены.
И, хотя, по нашим сведениям, принципиального политического решения об оказании помощи КНР и странам Африки Россией пока не принято, политика Министерства природных ресурсов России свидетельствует о нешуточных намерениях нашей страны. Готовясь к включению во всемирную борьбу с убийцами слонов, поставляющих бивень китайским резчикам по кости, в МПР спешно подобрали на должность директора Усть-Ленского заповедника исключительно квалифицированного человека, максимально подготовленного, готового включиться в международную борьбу за спасение слоновьих Юрия Есаулова – индивидуального предпринимателя в области извоза и сантехнических работ, не имеющего специального образования, тем не менее являющегося профессиональным организатором нелегального сбора мамонтовых бивней. И заповедное хозяйство знакомо ему не понаслышке: в 2011 году он был задержан и подвергнут административному наказанию за незаконное нахождение на территории охранной зоны заповедника.
С помощью квалифицированных кадров, таких как предприниматель Сукач, связанный с Есауловым деловыми отношениями, в этом стратегическом регионе Якутии на базе Усть-Ленского заповедника может быть создан мощный плацдарм для добычи бивня в промышленных количествах и его переправки в Китай, что, наконец, окончательно заменит слоновью кость на этом важнейшем рынке. Причем, чтобы заменить бОльшую, нелегальную часть поставок в КНР из Африки, мамонтовый бивень придется также поставлять по нелегальным каналам и по тем же демпинговым ценам. Охрана природы и репутации стратегических партнеров оправдывает такие жертвы. Многие поколения беззаботно размножающихся африканских слонов и все китайские резчики по кости будут по гроб жизни благодарны России за разрешение некогда казавшегося неразрешимым противоречия между природой и культурой. И все, кто сейчас видят в новом назначении директора заповедника какой-то подвох, буду посрамлены, а российско-китайское межгосударственное природоохранное сотрудничество выйдет на международную арену и составит достойный противовес самовлюбленным потугам западных грантодателей и так называемых «неправительственных организаций».
Но мы все же вынуждены разочаровать читателей. Многообещающий план российско-китайского сотрудничества для спасения слонов за счет богатств их исторической родины — выдуман нами от начала и до конца. А жаль. И дело не только в слонах, но и в том, что Россия может понести гигантские убытки.
Месяц назад ко мне обратился старый приятель, давно ведущий бизнес в Китае. Он прислал фотографии бивней и просил найти китайских клиентов, готовых ехать на север Якутии для добычи слоновой кости в тундре. Это существенное отличие от, как казалось, сложившегося статус-кво: ведь добычей бивня могли заниматься только граждане РФ. А значит, полуподпольный бизнес, незаконно ведущийся темными личностями на охраняемых территориях, все же процветает и не только вредит природе и правопорядку, но и существенно снижает долю остающейся в стране прибыли. Точно также в России десятилетием ранее были созданы китайские сети по скупке задешево кабарожьей струи, медвежьей желчи и других продуктов охоты.
К тому же многие международные природоохранные организации опасаются, что криминализация добычи и экспорта мамонтового сырья приведет к сбыту слоновьих бивней под видом мамонтовых и сведет на нет международные усилия по охране слонов. В то время как жесткий контроль над этим бизнесом, вероятно, способствует снижению спроса на слоновьи бивни при сохранении тысячелетних традиций китайских резчиков по кости и доходов ювелирных концернов. Еще в 2010 году ненавязчивой рекламой «этически приемлемых» изделий из мамонта занялась сама Мишель Обама, появившись на светском рауте в изделиях из сибирской кости. Правда, первая леди США тогда «получила» по полной, поскольку ее пресс-служба не смогла дать исчерпывающих объяснений активистам обществ защиты животных о гарантиях легального происхождении этих изделий.
Мамонтовый бивень — это, очевидно, крайне прибыльный бизнес с большим будущим. Мамонтовая кость с экспортной ценой в России от 250-400 долларов за килограмм, дороже нелегальной слоновьей, но зато совершенно легальна и не сопряжена с убийством редких животных. В 2010 году российская доля прибыли от международной торговли мамонтовой костью оценивалась в 20-25 миллионов долларов в год. Сейчас она может многократно вырасти при разумном государственном управлении и правовом контроле. Росту цен и спроса будут способствовать жесткие ограничения на оборот слоновьей кости и изделий из нее, принятые в феврале 2014 года администрацией США, а также усилия китайского правительства по борьбе с контрабандой из Африки. Сама цена добычи бивней может снизиться за счет продолжения таяния вечной мерзлоты, активизации эрозии берегов сибирских рек, откуда попросту вымывает бивни и кости доисторических животных, а также внедрения более совершенных технологи поиска. Но если этим бизнесом займутся проходимцы, нелегально вторгающиеся на охраняемые территории, а федеральные чиновники будут поощрять их действие и приглашать китайских скупщиков и черных копателей прямо в Якутию, ситуация выйдет из-под контроля государства и ответственного бизнеса, а страна в целом получит лишь маленькую толику от возможной прибыли.
И о кадровой политике
Поэтому, мы и хотим уточнить у министра природных ресурсов Донского: какой именно сценарий развития данного бизнеса он имел ввиду, увольняя известного ученого Гукова и назначая на его место руководителя, которому даже местные власти не хотят доверять заповедник.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68