СюжетыПолитика

Косой дождь и прямая линия

Одно слово иногда способно развернуть ситуацию на 180 градусов. В России это слово принадлежит президенту

Этот материал вышел в номере № 47 от 30 апреля 2014
Читать
Одно слово иногда способно развернуть ситуацию на 180 градусов. В России это слово принадлежит президенту

Кажется, «Дождь» снова начинает накрапывать. После месяцев блокады, из-за которой телеканал лишился основного источника дохода, после того как министр культуры назвал журналистов «нелюдями», даже после решения суда, который признал законными отключения «Дождя», — после всего этого по мановению руки, а вернее, по одному слову злополучный опрос про блокадный Ленинград из «нечто более серьезного, чем правонарушение», превратился в «определенную ошибку».

Первое высказывание принадлежит пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Вот что он сказал в конце января: «Я не думаю, что с юридической точки зрения это какое-то правонарушение. Но я считаю, что это может быть что-то гораздо более серьезное. В данном случае это более серьезное с точки зрения морально-этической нагрузки».

Тогда из-за злополучного опроса крупнейшие кабельные операторы, чуткие к ветрам, дующим в Кремле, один за другим начали отключать «Дождь». Хотели они этого или нет, неизвестно. У них, скорее всего, не было другого выбора: в России трудно противостоять таким порывам.

Руководство «Дождя», кажется, это понимало: они никого не обвиняли, рассчитывая когда-нибудь возобновить сотрудничество с операторами, извинялись, но мобилизовали все силы, затянули пояса и заявили: канал будет вещать, пока будут деньги. Постепенно некоторые финансовые ресурсы удалось найти: по последней информации, платную подписку стоимостью в тысячу рублей купили 70 тысяч зрителей в интернете.

В начале марта директор «Дождя» Наталья Синдеева рассказала, что канал находится на грани закрытия, а финансовых средств хватит на месяц работы.

И вот неожиданно, дав помучиться этот месяц, президент Владимир Путин после окончания прямой линии удивляет всю медиаиндустрию: «Дождь» он назвал «интересным телеканалом с хорошим молодым коллективом», но «допустившим определенные ошибки». Впрочем, тут же добавил, что журналисты уже извинились перед аудиторией: «Надо посмотреть, как выходить из этой ситуации».

Никакие иски в судах, проверки прокуратуры и реакция общественности не влияли на ситуацию так, как несколько слов президента. Фактически в тот день, 17 апреля, когда Путин благосклонно заявил, что избавит «Дождь» от избыточного внимания контролирующих органов, у канала появился шанс на вторую жизнь. И неожиданно закрутившиеся гайки стали так же неожиданно раскручиваться назад. Уже 21 апреля начались переговоры телеканала с ассоциацией кабельного телевидения, глава которой, Юрий Припачкин, еще в январе заявлял о «многочисленных жалобах зрителей» и просил «не политизировать ситуацию». И вдруг не просто согласился на диалог, но еще и сам стал его инициатором. Теперь «Дождь» и ассоциация работают над совместным предложением распространителям телевизионного сигнала.

Как и пообещал глава государства, от ситуации тут же дистанцировалось Минкомсвязи, по всей видимости, решившее не досаждать журналистам своим «избыточным вниманием». В ведомстве заявили, что операторы и телеканал должны самостоятельно найти модели взаимодействия, а министерство не планирует вмешиваться. В минувший понедельник ситуацию прокомментировал даже министр связи Николай Никифоров. Он выразил надежду, что ситуация разрешится, «чтобы не было каких-то проблем с точки зрения доступа людей к информации». Сказано так, что у общественности не должно возникнуть сомнений, что эта проблема — доступ людей к информации — и раньше сильно волновала министерство.

Картина довольно забавная: сначала власть подает определенные сигналы, на которые бизнес не может не реагировать. Хочешь выжить — играй по правилам. Затем — новый пейзаж, голос сверху дает понять: все нормально, будем искать выход из ситуации. И вот уже выход практически найден, компании почти молниеносно перестраиваются в зависимости от политических веяний.

Если кабельные операторы договорятся с «Дождем» (а куда они денутся?), останется только одна проблема — нежелание владельца здания продлевать договор аренды с телеканалом, который истекает 20 июня. Но что-то подсказывает — так же неожиданно хозяева «Красного Октября» могут решить не выселять «Дождь»…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow