СюжетыПолитика

Европа тормозит, но к санкциям готова

Европейский союз включил еще 15 россиян в «черный список» лиц, виновных, по его мнению, в дестабилизации Украины, доведя его до 48 имен

Этот материал вышел в номере № 47 от 30 апреля 2014
Читать
Европейский союз включил еще 15 россиян в «черный список» лиц, виновных, по его мнению, в дестабилизации Украины, доведя его до 48 имен

Европейский союз включил еще 15 россиян в «черный список» лиц, виновных, по его мнению, в дестабилизации Украины, доведя его до 48 имен. Как сообщили дипломаты в понедельник после заседания комитета постоянных представителей 28 стран союза, в европейском списке пока нет таких близких к президенту Владимиру Путину персонажей, как глава «Роснефти» Игорь Сечин, который вошел в американский список.

«Читайте в Официальном журнале ЕС во вторник, я всех этих имен не помню», - заявил «Новой» выходя с совещения послов один из его участников. Список заготовлен экспертами, как консервы впрок, и выпускается в свет порциями по мере невыполнения Россией, как считают в Брюсселе, Женевского четырехстороннего соглашения по Украине.

США более агрессивны в «точечных» ударах по окружению российского президента в связи с украинской политикой Кремля. У брюссельских чиновников при всей солидарности с Вашингтоном руки связаны согласованием позиций 28 правительств, многие из которых видят в санкциях удар по экономике своих стран. Европейская экономика больше переплетена с российской, чем американская.

В результате о «третьей фазе» принятого в марте на саммите ЕС «трехступенчатого плана» воздействия на Россию речи пока не нет. Да и чисто технически Еврокомиссия еще не успела сверстать детальный план таким образом, чтобы эти меры причинили больше ущерба России, чем самим европейцам.

У разных европейцев разные поводы беспокоиться о последствиях. Есть группа настроенных решительно. Это Великобритания, Франция, Польша, Швеция, Дания, Чехия, балтийские республики. Другие склонны не доводить дело до экономических санкций, стараться уладить конфликт дипломатическим путем. Это Италия, Греция, Кипр, Болгария, Венгрия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия, Мальта. Глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн устал говорить, что санкциями ничего не добиться, но Россия и без них наказана оттоком капитала, падением капитализации компаний, экономической стагнацией, политической изоляцией.

Если Белый Дом кроме очередной порции физических лиц «наказал» еще 17 российских компаний и организаций, связанных с Путиным, европейцы ограничиваются пока визовыми запретами и замораживанием потенциальных европейских активов отдельных россиян. ЕС продолжает сдерживать порывы части американского истеблишмента поскорее перейти к «секторальным» санкциям, которые ударили бы по отраслям российской экономики - энергетике, финансам.

Постпреды 28 стран ЕС обсуждали в понедельник опции расширения правовой базы, позволяющие наказывать санкциями государственные и частные компании. Обама при всех ограничениях конгрессом может принимать волевые решения сам, руководители ЕС привязаны к правовой базе.

Но ничто в этом мире не вечно. Поведение Европы тоже. Европейцам дороже союз с США, чем связь с чуждой по ценностям Россией. «Третья фаза» санкций будет скорее рано, чем поздно, согласована и при каком-то стечении обстоятельств европейцы решаться ввести ее в действие. Они, конечно, прагматики и бьются за выгоду, на что всегда надеются в Москве. Но не до бесконечности. Рано или поздно наступает политический предел. В какой-то момент даже очень крупный бизнесмен вынужден считаться с политикой. Как глава немецкой корпорации Siemens Джо Кезер.

В конце марта на фоне украинских страстей он встретился в Москве с Путиным и сказал, что не позволит краткосрочным волнениям влиять на долгосрочные планы корпорации. Она 160 лет ведет дела с Россией при любых режимах. Но сам визит в Россию и заявление стали объектом критики в Германии.

Вскоре Кезер заявил, что его вырвали из контекста. Он признает приоритет политики и будет строго придерживаться санкционного режима против России, если таковой будет введен. Он не стал оценивать убытки, которые понесет корпорация в случае санкций. При том, что годовой оборот «Сименса» в России составляет около двух миллиардов долларов и на его российских предприятиях работают около трех тысяч человек…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow