СюжетыПолитика

Все для фронта, все для хоккея!

Накануне чемпионата мира гостиницы в Минске не достроены, зато репрессии усиливаются

Этот материал вышел в номере № 47 от 30 апреля 2014
Читать
Больше 3 лет, начиная со дня массовых арестов декабря 2010 года, правозащитники и политики Беларуси и Запада призывали к отмене чемпионата по хоккею в Беларуси и переносе его в любую страну, где людей не бросают в тюрьмы за политические убеждения. Политзеков с тех пор стало только больше. Новых сажают сейчас, перед самым чемпионатом, чтобы чего не вышло. Не зря же и срок моревнований такой — 15 суток

Беларусь — самая открытая страна в мире. С 25 апреля она разрешила безвизовый въезд участникам и болельщикам чемпионата мира по хоккею, который пройдет в Минске с 9 по 25 мая. Теперь в страну сможет въехать без оформления визы всякий, кто купил билет хотя бы на один матч чемпионата.

Больше трех лет, начиная со дня массовых арестов 19 декабря 2010 года, правозащитники и политики Беларуси и Запада призывали к отмене чемпионата в Беларуси и переносе его в любую страну, где людей не бросают в тюрьмы за политические убеждения. Одновременно боролись за освобождение белорусских политзаключенных и призывали Лукашенко освободить их — хотя бы перед чемпионатом, хотя бы из соображений гуманности, хотя бы в качестве жеста доброй воли.

Лукашенко же был, как всегда, предсказуем: никого освобождать не буду, никакой чемпионат их не спасет, и вообще они все уголовники. Европарламент и Конгресс США много раз обращались к Международной федерации хоккея с требованием перенести чемпионат по хоккею из Беларуси в связи с репрессиями, но глава федерации Рене Фазель три года бубнил одно и то же: спорт и политика никак не связаны, и не нужно пытаться связать хоккей с репрессиями, и вообще нельзя использовать такое благородное дело, как спорт, в качестве политического инструмента.

За этот бубнеж Фазель месяц назад удостоился личной благодарности Лукашенко: «Я очень хорошо знаю, какое было давление на международную федерацию. И вы сами испытывали такое же давление. У нас хоккеисты просто гордятся президентом Международной федерации хоккея: видите, вот это настоящий мужик, сказал, что спорт вне политики, значит, вне политики, принято решение в Минске проводить чемпионат, значит, будем проводить в Минске». В ответ Фазель подарил Лукашенко шайбу и признал, что давление было, но он лично отстоял чемпионат в Минске, потому что спорт — вне политики.

Не берусь предположить, что Рене Фазель — просто неумный человек, хотя такой вывод и напрашивается. Ведь любой сапиенс знает, что спорт и политика связаны так же тесно, как вообще всё в этом мире. Цены на колготки связаны с ценами на нефть, спорт — с политикой, бунты в банановых республиках — с биржевыми индексами. То, что мир — это одна большая замкнутая система, известно, по-моему, даже дошкольникам. А то, что все диктаторы используют спортивные мероприятия исключительно для собственной услады и демонстрации всему миру большого кукиша — «Я всем доказал, что мне все можно, и ничего за это не будет!» — известно по крайней мере в среднем школьном возрасте. И только Рене Фазель ничего подобного не знает? Если не дурак, то, скорее всего, просто среднестатистический инертный чиновник, который не хочет ничего менять в схеме, обкатанной за многие годы. Да и политические репрессии — это ж вам не какая-нибудь там война, когда ехать в страну опасно. Есть процедура, страну выбрали в соответствии с ней, причем еще до начала массовых репрессий, так зачем же коней менять на переправе? Тем более что страна ударными темпами строила все, что нужно и что не нужно, и уже объявила о полной готовности к чемпионату.

Готовность, конечно, № 1: совсем недавно вице-премьер Анатолий Тозик уже отчитался перед правительством по этому поводу. Оказывается, можно открывать чемпионат хоть сегодня, несмотря на отдельные недочеты: 12 из 14 гостиниц до сих пор не введены в строй; 28 из 30 автобусов МАЗ для команд тоже почему-то не сошли с конвейера, но мы же не мелочные, правда?

Можно выселить студентов из общежитий, и проблема недостроенных гостиниц отпадет сама собой. А команды и на маршрутках доберутся, если что. Но главное — дух гостеприимства и мировое внимание уже не к белорусским политзаключенным, а к хоккею в Минске.

Министерство иностранных дел Беларуси щедро направило 62 приглашения от имени Лукашенко главам государств—участников чемпионата, в том числе тем, кто выступал за перенос мероприятия в другую страну. А 25 апреля европейские и белорусские правозащитники предприняли последнюю совместную попытку хотя бы снизить уровень присутствия западных официальных лиц в Минске. Они призвали страны—участницы турнира воздержаться от отправки в Беларусь официальных правительственных делегаций: «Отправив приглашения участвовать в чемпионате правительствам других стран, руководство Беларуси пытается использовать все возможные средства, чтобы превратить международное спортивное мероприятие в идеологическое и политизированное шоу белорусского авторитарного режима». В заявлении говорится о 9 политзаключенных, которые продолжают находиться за решеткой, несмотря на призывы общественности освободить их, и о том, что Беларусь остается единственной страной в Европе, которая продолжает приводить в исполнение смертные приговоры.

Это обращение подписали 11 международных правозащитных организаций: Civil Rights Defenders (Швеция), FIDH (Международная федерация за права человека), Финская лига прав человека, закрытый белорусскими властями правозащитный центр «Вясна», международный фонд Домов прав человека, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности, Французская лига прав человека, Итальянская лига прав человека, Лига прав и свобод (Канада), Норвежский Хельсинкский комитет, Ostgruppen (Швеция). Они призывают страны, чьи национальные команды будут участвовать в чемпионате, «помешать белорусскому правительству использовать спортивное событие в качестве политической платформы», напоминают, что Лукашенко неоднократно называл будущий чемпионат мира по хоккею важным политическим событием. И в то же время — приветствуют «уникальную для белорусского народа возможность насладиться спортивными соревнованиями, организованными своей страной, а также универсальными ценностями спорта».

И в этом я никогда не соглашусь с правозащитниками. Во-первых, потому, что снижение статуса присутствия — это паллиатив.

Лукашенко плевать, что Ангела Меркель не приедет на открытие чемпионата. Он и без всяких заявлений-обращений знает, что никто из западных лидеров в Минск не приедет. Но Лукашенко вполне хватит Путина или Медведева, сгодится даже Мутко. А там, глядишь, Янукович из Барвихи подтянется, да Бакиев из лесу выйдет, — вполне теплая компания подберется.

А во-вторых, потому, что в то время, когда сотни болельщиков из разных стран будут наслаждаться «универсальными ценностями спорта», Николай Статкевич, кандидат в президенты на выборах 2010 года, останется в одиночной камере гродненской тюрьмы. Он сидит уже четвертый год и за это время сменил колонию на «крытку», а в «крытке» — общую камеру на одиночную. Председатель правозащитной организации «Вясна» — той самой, что подписала обращение, — Алесь Беляцкий будет наслаждаться универсальными ценностями спорта в бобруйской колонии. Анархист Евгений Васькович это время проведет в карцере могилевской тюрьмы, куда его бросают постоянно. Участник «Площади-2010» Василий Парфенков — в помещении камерного типа (ПКТ) горецкой колонии, куда его отправили на полгода, лишив передач, свиданий и звонков домой. Дмитрий Дашкевич, вышедший в августе прошлого года по окончании срока, был задержан 24 апреля возле собственного дома, а на следующий день приговорен к 25 суткам административного ареста и почти весь чемпионат проведет на нарах центра изоляции правонарушителей. Павел Виноградов будет вынужден уехать из Минска по настоятельному совету надзирающих его милиционеров («Сам понимаешь: или ты сваливаешь — или мы тебя сажаем»).

И еще десятки оппозиционных активистов будут арестованы и брошены в тюрьмы непосредственно перед чемпионатом, чтобы чего не вышло. Не зря же и срок чемпионата такой — 15 суток.

Невозможно наслаждаться спортом в стране, где есть хотя бы один политзаключенный. Так что своим российским друзьям и коллегам, которые говорят: «Ты уж извини, но на финал я приеду — просто очень люблю хоккей», могу задать лишь один вопрос: «А что вы больше любите — хоккей или свободу?»

Нет ответа.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow