КолонкаПолитика

С блогерами проворачивают ту же историю, что и с малым бизнесом

К закону о блогерах трудно относиться серьезно, потому что он безграмотный и неработоспособный.

Этот материал вышел в номере № 46 от 28 апреля 2014
Читать
К закону о блогерах трудно относиться серьезно, потому что он безграмотный и неработоспособный.

Большого скандала пока не случилось. Пока все, похоже, собираются просто «распространять информацию в сети Интернет» по старинке, предполагая, что как-нибудь обойдется. Однако если прочитать сам текст закона, а не его пересказ от лица информационных агентств, то картина получается чудовищная. Собственно, в пересказе журналисты обычно стараются додумать за депутатов, найти в законе логику и рациональность, встроить его в разумный контекст, а это в данном случае невозможно в принципе.

Коротко говоря, инициаторы законопроекта во главе с Алексеем Митрофановым и примкнувшей Ириной Яровой постарались сделать так, чтобы использование интернета стало максимально неудобным. С блогерами проворачивают ту же историю, что и с малым бизнесом. Что это вы тут, дело свое задумали? А справки, согласования у вас есть? Дело отнимем, закроем, в крепкой державе каждый должен быть бюджетником. В нашем блогерском случае — все должны читать газету «Известия» и микроблог депутата Сидякина. Простым людям, не депутатам, настойчиво предлагают не ввязываться в это сложное, рискованное дело — вести блог в интернете.

Все слышали, что блогерам, которых читают больше трех тысяч человек в день, теперь надо будет регистрироваться в Роскомнадзоре, раскрывать свое имя и действовать фактически как СМИ. Это и есть рациональный пересказ реального текста законопроекта. В самом же тексте говорится, что «организатор распространения информации в сети Интернет» обязан уведомлять уполномоченные госорганы о начале своей деятельности, а также хранить всю информацию о своей деятельности на территории РФ. Никаких уточнений не делается, так что этот пункт, вероятно, относится и ко всем мировым компаниям, всем частным лицам в мировом интернете. Милосердное исключение — для тех «организаторов распространения», которые делают это в личных и семейных нуждах.

Правило о трех тысячах пользователей в сутки для блогеров сформулировано просто не по-русски (посмотрите сами) и никакого отношения к технологическим особенностям интернета не имеет. Блогеру при этом вменяется «проверять достоверность информации до размещения и незамедлительно удалять недостоверную информацию», а кроме того, запрещается «порочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам… отношения к религии, профессии… а также в связи с их политическими убеждениями». Комментарии, кажется, тут не нужны. Можно будет кого угодно штрафовать и блокировать за что угодно.

Очень вовремя тут подоспело заявление президента Путина, который сказал, что российским компаниям лучше бы размещать свои серверы на территории РФ. В самом деле, а отчего же не размещать, разве мы не патриоты? Разве что дело как-то связано с досудебными блокировками сайтов, которые в последний год стали у нас повседневной, широко распространенной практикой. Может быть, люди не хотят, чтобы их бизнес зависел от произвола случайного чиновника Роскомнадзора, организации, которая грозит затмить и санитарную инспекцию, и пожарных.

Два года назад лишь 15% сайтов доменной «Зоны.ru» работали на зарубежных серверах, а теперь таких более 30%, и это число растет. Компания «Яндекс» сообщает о выводе разработок перспективных технологий из России из-за политических рисков.

По обыкновению закон о блогерах был объяснен отсылкой к мифическому мировому опыту, который редко приобретает конкретные черты: может быть, это опыт Ирана? Еще часто говорят, что против инициатив власти выступает лишь крикливое меньшинство, а народу нужен порядок, и не зря же закон о блогерах принимается как часть антитеррористического пакета. Но и этот второй аргумент не работает совершенно. Интернет в последние годы был отдушиной для всех, не только для вечно недовольных интеллигентов. Я спрашиваю: зачем нужно государство, главная цель которого состоит в том, чтобы мешать людям и лично мне жить?

Поколение нынешних 20—30-летних привыкло, что интернет — это свободная среда, наш дом, защищенный от начальственного сапога и полицейской дубинки. Зачистка нашего дома продолжается, и расставание со свободой будет болезненным. Вопрос теперь в том, есть ли здесь хотя бы малейший шанс на политическую мобилизацию. Или мы снова скушаем все, что подала к столу Яровая.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow