СюжетыКультура

Без коварства, с любовью

Люди и куклы выбраны точно

Этот материал вышел в номере № 43 от 21 апреля 2014
Читать
Люди и куклы выбраны точно
Изображение
Изображение

Редкий случай – итоги двадцатой «Золотой маски» в сфере драматического театра и театра кукол оказались точными и в целом справедливыми. Жюри во главе с Адольфом Шапиро, во-первых, имело очень сильный сезон, а во-вторых, желание воздать всем истинно заслужившим.

Артисты Александра Урсуляк, сыгравшая брехтовскую Шен-Те, и Алексей Вертков, ставший Веничкой в спектакле «Москва-Петушки», безусловно, создали выдающиеся работы, в которых видна та, без скидок, огромная трата – таланта и сил, которая и создает событие на сцене. И Эра Зиганшина(лучшая роль второго плана) сыграла Бабушку в фокинской «Литургии Zero» азартно, лихо, мастерски.

Конечно, лучший спектакль ( мы уже писали об этом), и далеко не только в сезоне, создал Лев Додин. Режиссер, многие работы которого можно назвать великими прямо сегодня, поставил Шиллера так свежо, тонко и остро, с такими поразительными актерскими работами, что его «Коварство и любовь» можно счесть идеальным спектаклем.

Но лучшим режиссером назван Римас Туминас. И это тоже, вопреки логике, правильно. Казалось бы, где лучший спектакль, там и лучший режиссер, но Туминас так уверенно и в целом блестяще ведет свою линию на сцене Вахтанговского, так интересно работает с русской классикой – от «Дяди Вани» до «Евгения Онегина», что не отметить этого жюри просто не могло.

В малой форме победила «Васса»Анатолия Ледуховского («Ведогонь-театр» Москва-Зеленоград); специальные призы получили Юрий Бутусов(то грандиозно мыслящий на сцене, то чрезвычайно злоупотребляющий сценическим временем) и спектакль Тимофея Кулябина «Онегин» из Новосибирска (пожалуй, единственный надутый жюри «пузырь», не сопоставимый по классу режиссуры с целым рядом спектаклей, не попавших в конкурс). И, наконец, наша премия (критики) в этот раз отметила не просто постановочную удачу - явилась своего рода политическим жестом, ответом профессионального сообщества крепнущему в стране провинциально-державному зажиму театральной свободы. Почти единодушно награжден политический гиньоль (видимо, последний на российской сцене) – «Идеальный муж»Константина Богомолова.

Кукольники в России, как правило, волшебники: от Москвы (артисты театра Образцова, создатели «Старой сеньоры – старого сеньора…») до Пензы («Убить Кароля») и Вологды (Борис Константинов - лучший режиссер).

Я рада за художников Александра Боровского, Александра Шишкина и Марию Данилову – их класс в сценографии и костюмах год от года фантастичней. В конкурсе «Эксперимент» лучшей признана «Отдаленная близость» Центра драматургии и режиссуры. С этой номинацией, как правило, у нас труднее всего; и это тоже показатель театральной температуры, но в этом году эксперимент поистине острый - он поставлен московской студией «Круг II» и немецким режиссером Гердом Хартманом.Первый случай в истории фестиваля, когда «Золотую маску» получает работа особых актеров, с т.н. ограниченными возможностями. Спектакль поставлен по текстам людей, которых мы привыкли называть сумасшедшими. «Это максимально прямое высказывание от обычно неслышных людей», - говорит режиссер «Круга II» Андрей Афонин. (Репортаж о студии - в ближайших номерах «Новой»).

Лучший зарубежный спектакль - тоже выбран безукоризненно – «За дверью» Люка Персеваля, в который раз доказывает, что гуманизм может обитать на сцене в самых нелинейных формах.

И теперь номинация, озаглавленная несколько громоздко: «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Зал Большого театра вставал восемь раз: Галина Волчек, Марк Захаров, (Москва), Нина Ургант, Олег Басилашвили( Петербург), Анна Кузьмина (Якутск), Георгий Обухов (Барнаул), Кларина Шадько (Ульяновск), Эри Класс, Эстония.

Все прекрасно. И в целом – невзирая на нюансы масштабов – бесспорно. Любопытно другое. Лично я не вспомню, когда Волчек или Захаров, за длинную жизнь в искусстве поставившие массу сильных спектаклей, спектаклей-событий, получали бы за них «Золотую маску». Они сами или их артисты. Этого не случалось ни разу за последние годы. Когда-то, на самой заре фестиваля был награжден Захаров, но масочные эксперты давно не замечают ни ролей, ни концепций в «Современнике» и Ленкоме. И вот теперь – по совокупности заслуг. Еще одно следствие пресловутого «масочного формата».

Главной проблемой и самым уязвимым местом «Золотой Маски» остается отбор: кого, почему, за какие деньги привозят в Москву. Кто претендует на конкурс, а кого везут факультативно. Проблему давно пора решать. Чтобы служение театру, которым круглосуточно заняты иные люди в провинции (как, скажем, Песегов в Минусинске), на так называемой «обочине процесса», было вознаграждено. Для этого фестиваль.

Фото Михаила ГУТЕРМАНА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow