СюжетыКультура

Музыка и немного политики

В Большом театре в 20-й раз подвели черту под театральным сезоном

Этот материал вышел в номере № 43 от 21 апреля 2014
Читать
В Большом театре в 20-й раз подвели черту под театральным сезоном
Изображение

И все-таки никогда не посмотришь столько интересных музыкальных внемосковских спектаклей, если бы не «Маска». Экспертный совет – его работа на этот раз не разочаровала - отсмотрел более двухсот спектаклей, 112 из них – «вживую».

Из ожидаемых постановок был только черно-белый «Евгений Онегин» Михайловского театра, нагруженный украинским режиссером Андреем Жолдаком избыточными смыслами и посторонними звуками вроде бьющихся ваз или шварканья тарелками в диалоге Онегина с Греминым. Правда, драматические критики считают, что для режиссера эта работа весьма умеренно радикальна. Итого: «Евгений Онегин» признан лучшим оперным спектаклем сезона, а Андрей Жолдаклучшим оперным режиссером. Похоже, и здесь не обошлось без политики.

Меж тем игрался на «Маске» и безусловно классный спектакль: европейская по уровню постановки и звучания «Свадьбы Фигаро» Моцарта Пермского театр оперы и балета. Дирижер Теодор Курентзис (на днях получивший наконец российское гражданство) и в Перми совершает чудеса, но пять номинаций оставлены жюри без внимания. Лишь спецпремиюотдали хаммерклавиристу Максиму Емельянычеву (и блестящий дирижер новейшего поколения; это имя вы еще услышите). Удивительно, но ничем не отмечен «Борис Годунов» Театра оперы и балета Екатеринбурга – на редкость цельная, продуманная работа режиссера Александра Тителя.

Зато наконец-то оценен дирижер «Новой Оперы» Яна Латам-Кёниг. Его новый Вагнер – «Тристан и Изольда» – казался Москве несбыточной мечтой. Как все-таки полезен бывает призыв варягов!

Сильное впечатление сезона – опера екатеринбуржца Владимира Кобекина «Холстомер» в столичном Камерном музыкальном театре им. Покровского. Ее автор Владимир Кобекинлучший композитор в опере. Его музыка достойно прозвучал на фестивале и второй раз – в разделе «оперетта/мюзикл»: в «Белой гвардии» Екатеринбургского театра музыкальной комедии Киев 1919 года невольно перекликался с сегодняшними событиями.

Лучшая женская роль в опере – Венера Гимадиева (Амина) в «Сомнамбуле» Беллини в Большом театре. Спектакль – этапный прорыв Большого театра в стиль бельканто. Без вызывающей режиссуры и умопомрачительной роскоши можно наслаждаться одним лишь пением – но таким постановкам на «Маске», фестивале прежде всего драматургическом, мало что светит.

Лучшая мужская роль в опере – тенор Максим Миронов (Линдор) в россиниевской «Итальянке в Алжире» Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Певец давно живет в Италии и не частый гость на наших сценах. Его «Итальянка» – легкая, с демократичным юмором (дебют в опере режиссера Евгения Писарева). Чувство меры, вкус, умение раскрепостить артистов сделали спектакль любимцем москвичей.

Куда канул неоспоримый лидер балетного конкурса – солист Сергей Полунин, чудо современной балетной сцены, в «Майерлинге» Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, – загадка почище «Свадьбы Фигаро». Наши моцарты в жюри обольстились его визави: «Вариации Сальери» (Театр оперы и балета Екатеринбурга) – лучший спектакль, хореограф (Вячеслав Самодуров)иженская роль (Елена Воробьева).В разделе «современный танец» победила случайно явившаяся на свет «Весна священная» Татьяны Багановой (Большой театр). Лучший дирижер – Павел Клиничев в балете «Сantus Arcticus» (Екатеринбург). Лучшая мужская роль – Владимир Варнава в «Пассажире» на музыку Гурецкого и Лигети (санкт-петербургский проект).

Лучшим мюзиклом названа «Русалочка» (компания «Stage Entertainment»), а Манана Гогитидзе (Урсула) в ней – лучшей актрисой.

По тому же разделу на Исторической сцене Большого театра была с размахом представлена аншлаговая «Месса» Леонарда Бернстайна Новосибирского театра оперы и балета. Зачем вытащили на свет это устаревшее сочинение неведомого жанра? Сочетания криво переведенных текстов латинской мессы с джазом, Бродвеем, танцами и ариями солистов вроде «Боже, дай мне то, что я наконец могу у тебя взять!» заваривает в голове публики такую кашу, что в середине спектакля половина зрителей врубила свои голубые экранчики. Тем не менее, Айнарс Рубикслучший дирижер по разделу «мюзикл», а солист Дмитрий Суслов (священник Селебрант) – лучший артист. «Маска» за режиссуру в разделе «оперетта/мюзикл» не присуждена.

Спецпремия жюри –у современной оперыСергея Невского «Франциск».Еще одна спецпремия – команде спектакля «Акын-опера» в Театре.doc (раздел «эксперимент») Авторы спектакля - артисты из Таджикистана, вынужденные переехать в Россию и стать гастарбайтерами. О своих злоключениях они рассказывают в спектакле, сопровождая рассказ пением и игрой на национальных инструментах.

В прошлом году было больше вопросов к экспертам, в этом – к жюри. Но и эксперты не остались без оплеухи: в день церемонии награждения Театр оперетты распространил письмо, заявив о прекращении своего участия в конкурсах «Маски», так как отбор вершат специалисты по опере и балету. Кроме того, по новым правилам, исключались мюзиклы под минусовую фонограмму и оперетты с использованием микрофона (поэтому в конкурс не были допущены работы Московской оперетты). Однако это не коснулось мюзикла «Русалочка». Похоже, экспертный совет прибег к популярным сейчас двойным стандартам, и это при том, что председатель совета Лариса Барыкина слывет человеком знающим и строгим. Лично для меня остались под вопросом лишь михайловский «Летучий голландец» Василия Бархатова (постановщика церемонии) и новосибирская месса-оливье.

Менее убедительны решения жюри. Его председателю композитору Леониду Десятникову то ли характера не хватило, то ли он замаялся беспощадным избытком чужой музыки. Однако остается неоспоримым: «Золотая Маска», отметившая свое 20-летие, является летописью новейшей истории отечественного театра. Ну, а «Свадьбу Фигаро» и Сергея Полунина будем считать в ней вне конкуренции.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow